Год от года количество выпускаемых моделей, обладающих повышенными свойствами на бездорожье, уменьшается. Производители уходят в сектор кроссоверов, а тираж заслуженных «тружеников полей» медленно, но неуклонно сокращается. Зато рынок подержанных внедорожников показывает устойчивый, хотя и небольшой рост. Полный привод, большой дорожный просвет, неразрезные балки мостов, наличие понижающей передачи — вот те признаки, которые на протяжении многих лет отличали автомобили повышенной проходимости. Приобретая внедорожник, потребитель рассчитывал на его безотказность, простоту в обслуживании, быстрый и недорогой ремонт, в том числе и такой, который можно провести своими силами в полевых условиях. Еще одно-два десятилетия назад такие автомобили были настоящими универсальными транспортными средствами, которые покупатели использовали и для повседневной езды по городу, и для дальних поездок, и для вылазок на дикую природу.
Сегодняшнему автовладельцу редко необходима машина с повышенными свойствами на бездорожье, зато все большие требования предъявляются к комфорту. Не говоря уже о том, что многие водители ожидают обнаружить у современного «проходимца» управляемость на уровне легкового автомобиля. Производителям если и удается объединить все эти качества, то продукт получается неимоверно дорогой — примером тому могут служить VW Touareg, Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser 200, Land Rover Discovery. Все эти машины могут преодолевать и водные преграды глубиной до полуметра, и непролазную грязь, и снежную целину. При этом они комфортны и просторны. Недостаток у них один - очень высокая цена. Немногие производители в состоянии предложить комфортный автомобиль повышенной проходимости за относительно небольшие деньги. Среди таких моделей можно выделить Suzuki Grand Vitara и SsangYong Actyon, однако сектор таких машин крайне узок. Покупатели, которые ранее ориентировались на приобретение нового автомобиля-вездехода, все чаще выбирают кроссоверы, предложение которых на рынке увеличивается. Значительная часть автомобилистов покупает две машины: новую легковую на каждый день и подержанный внедорожник, эксплуатация которого предполагает крайне незначительный пробег. Сумма, которая в этом случае тратится на покупку, обслуживание и страховые выплаты, значительно меньше платы за новый внедорожник.
Рынок подержанных внедорожников отличается большим разбросом моделей по годам выпуска. Это объясняется тем, что потребитель, выбирая автомобиль, ориентируется в первую очередь на конструкцию трансмиссии и узлов подвески, что определяет свойства машины на бездорожье. Поэтому среди предложений можно встретить как утилитарные автомобили 15—20-летней «выдержки» с жестко подключаемым вручную передним мостом, у которых не предусмотрен межосевой дифференциал, а обе подвески — зависимые с листовыми рессорами, так и 5—7-летние экземпляры с комфортным салоном, полным электропакетом и независимой подвеской всех колес. Интересной альтернативой подержанным автомобилям повышенной проходимости являются новые внедорожники китайских марок. Цены и номинальные характеристики этих групп автомобилей сопоставимы, однако пока большинство потребителей по-прежнему предпочитает технику европейского или японского производства, бывшую в употреблении.
Рассмотрим наиболее характерные варианты. В принципе, задуматься о покупке импортного вседорожника можно, имея на руках уже 150 тыс. руб. За эти деньги можно приобрести, например, Nissan Patrol 1989 г. с бензиновым 2,8-литровым двигателем мощностью 120 л. с. Пробег такой машины — более 300 тыс. км, а состояние — далеко от идеального. Добавив 100 тыс. руб., можно рассчитывать на приобретение Patrol выпуска 1992—1994 г. с пробегом до 250 тыс. км, дизельным мотором и механической коробкой передач. Из оборудования будет наличествовать: магнитола (возможно — с CD-проигрывателем), центральный замок и охранная сигнализация. Если потребитель располагает суммой в 300 тыс. руб., то у него появляется больше возможностей по выбору машины исходя из комбинаций «год выпуска/пробег» или «пробег/техническое состояние». Например, за 300 тыс. руб. можно приобрести Patrol уже 1998 г. с пробегом более 280 тыс. км, а можно — 1992 г. со значительно меньшим пробегом — 120 тыс. км. При этом оба оборудованы одним и тем же дизельным двигателем и имеют схожую комплектацию. За 400—500 тыс. руб. уже можно приобрести экземпляр с богатой комплектацией, куда входят кожаный салон, бортовой компьютер, антиблокировочная система, люк с электроприводом, четыре подушки безопасности, электропривод регулировки водительского сиденья. В качестве силового агрегата уже выступает более мощный 200-сильный бензиновый двигатель в сочетании с автоматической коробкой передач.
Активно развивается в последнее время и рынок кроссоверов. Потребитель, желающий приобрести подобный автомобиль, но ограниченный суммой 1 млн. руб., решает для себя вопрос: выбрать новый кроссовер компактного класса или подержанную среднеразмерную либо даже полноразмерную модель. Зачастую автомобилисты склоняются ко второму варианту. Больше всего предложений — в сегменте премиум-класса. Цены здесь значительно выше, чем в секторе внедорожников, зато парк представленных моделей значительно моложе. Как правило, автомобиль оснащен электроприводом передних сидений, кожаным салоном, 2-зонным климат-контролем. Полноразмерные кроссоверы часто имеют на вооружении подвеску с пневмоэлементами, а среди штатного набора опций наличествуют система навигации и система парковки с камерой заднего вида. Стоит помнить, при покупке внедорожника необходима полная проверка автомобиля.
Экземпляры, за которые владельцы рассчитывают выручить сумму до 400 тыс. руб., как правило, имеют значительные повреждения кузова, полученные в результате серьезных ДТП. За сумму в 500—600 тыс. руб. в московском регионе можно приобрести BMW X5 2000-2002 гг. с пробегом в 200—300 тыс. км, в хорошем состоянии, с бензиновым 4,4-литровым мотором мощностью 286 л. с. Если добавить еще 100 тыс. руб., то можно рассчитывать на покупку более свежего экземпляра 2003—2005 гг. с аналогичным пробегом или 2000—2002 гг. с пробегом до 150 тыс. км, однако такие автомобили встречаются крайне редко. Наконец, если потенциальный покупатель готов раскошелиться на 1 млн. руб., можно рассчитывать на приобретение автомобиля выпуска 2005—2006 гг. в хорошем или даже отличном состоянии с пробегом до 100 тыс. км.
При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.