Рассчитывая приобрести автомобиль за относительно небольшую сумму денег, покупателю следует помнить, что выбор у него будет невелик. С одной стороны, за определенную сумму можно приобрести подержанный автомобиль нижнего, среднего или малых классов, непрестижной марки, но сравнительно новый (в среднем трех- или четырехлетний). С другой стороны, за ту же сумму можно подобрать себе более престижный автомобиль классом повыше (таковы в основном автомобили немецких производителей), но тогда это будет достаточно «пожилая» машина в возрасте десяти лет или даже старше.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Все зависит от предпочтений, но все же попробуем подробней разобраться в принципах выбора недорогого подержанного автомобиляи рассмотреть возможные предложения на рынке «вторичной» автотехники в настоящее время.
Предположим, что у покупателя в наличии имеется сумма в пределах от 150 до 300 тыс. руб. Все автомобили, входящие в данную ценовую нишу, можно разделить на две категории: бюджетные и престижные.
К недорогим бюджетным маркам можно отнести Ford, Mitsubishi, Nissan, Hyundai Opel, Renault, Daewoo и др. (продукцию китайских марок мы не принимаем во внимание, поскольку они сравнительно недавно появились на автомобильном рынке). Из особо малого класса, к примеру за 200 тыс. руб., можно купить трехлетний Daewoo Matiz. Из малого класса можно приобрести, например, трехлетний или даже годовалый Hyundai Getz. В компакт-классе за данную сумму возможны следующие варианты покупки: двухлетний Chevrolet Lanos (около 220 тыс. руб.), трехлетний Daewoo Nexia (около 210 тыс. руб.), четырехлетний Hyundai Accent или (как ни странно) двухлетний Renault Logan. Можно также подобрать корейский автомобиль среднего класса, например двухлетний Kia Spectra или трехлетний Hyundai Elantra III.
Отметим, что иногда на вторичном рынке встречаются такие автомобили с заводской гарантией, срок действия которой составляет около года. Несомненно это большой плюс при покупке. Кроме того, если пробег у автомобиля будет небольшой, то большинство узлов еще не требует регламентного ремонта. В эксплуатации они также, как правило, недороги. Передние и задние подвески просты. Например, сзади на автомобили такого уровня обычно устанавливают полузависимую подвеску с балкой, работающей на кручение, которая очень хорошо приспособлена к эксплуатации на отечественных дорогах. Здесь обычно требуется только замена задних амортизаторов.
Передняя подвеска — типа МакФер-сон, причем нередко лишь с одним поперечным рычагом, что подразумевает простоту в ремонте и недорогое обслуживание. Да и трансмиссия проста — как правило, бюджетные автомобили комплектуются достаточно долговечными и относительно несложными в ремонте механическими коробками передач.
В качестве альтернативы можно выбрать автомобиль премиум-сегмента. К дорогим и престижным, естественно, относится продукция фирм BMW, Mercedes-Benz, Audi, Volvo. Так, из малого класса на сумму около 300 тыс. руб. можно приобрести Mercedes-Benz A-klasse (168), правда только с маломощным 1,4-литровым двигателем. Из среднего класса можно выбрать одиннадцатилетний BMW 3 серии в кузове Е36, такого же возраста Audi А4 (В6) или Mercedes-Benz C-klasse в кузове W202. Иногда можно подобрать семилетний Volvo S60. В бизнес-классе предложений за 200—300 тыс. руб. не так уж много: тринадцатилетний Audi А6 или десятилетний BMW 5 серии в кузове Е39.
Эта категория автомобилей подразумевает несколько иной подход.
Такие автомобили давно уже сняты с гарантии, да и неизвестно, как относились к машине после окончания гарантийного срока. К тому же, как правило, из-за преклонного возраста автомобиль поменял не одного хозяина. А возможно, один из них был по натуре гонщик и частенько испытывал предельные возможности автомобиля. Скорей всего это будут автомобили с пробегом за 200 тыс. км, а это немало. Соответственно, если приобрести машину с таким пробегом, то надо быть готовым к значительным вложениям в ее ремонт, особенно если поскупиться на комплексную диагностику при покупке.
Что касается непосредственно ремонта, то здесь стоит задуматься о дорогостоящих запасных частях (особенно оригинальных). К примеру, на автомобили Mercedes-Benz и BMW устанавливают многорычажные подвески спереди и сзади. При износе сайлентблока, его меняют не отдельно, а только в сборе с новым рычагом. Это, естественно, приводит к незапланированным затратам. К тому же ремонт автомобилей такого уровня требует высококвалифицированных специалистов, поскольку приходится иметь дело со сложным электрооборудованием и т. п. Кроме того, при выборе покупки следует помнить, что среди автомобилей такого уровня большинство оснащено довольно мощными моторами, а следовательно, в дальнейшем владельцу придется платить немалый транспортный налог.
Подводя итог, отметим, что выгодное приобретение престижного автомобиля при условии его дальнейшего правильного и своевременного обслуживания гарантирует владельцу уверенность, что автомобиль исправно прослужит еще много лет. Правда, найти такой экземпляр нелегко. При этом закономерен принцип — чем старше будет модель, тем меньше будет выбор. Если же ваш выбор остановится на более свежем, но менее престижном варианте, то у вас намного больше шансов приобрести исправный автомобиль. Пускай он будет не таким резвым на дорогах, но в качестве «рабочей лошадки» послужит верой и правдой. Тем не менее не стоит забывать, что, раз он в данный момент стоит относительно недорого, то через 2—3 года еще больше потеряет в цене.
В общем, вывод напрашивается простой. Если человеку не очень важна престижность марки и он готов при этом сесть за руль небольшого автомобиля, то лучшим выбором для него будет именно машина из первой категории. Несомненно, что в дальнейшем владелец заметно потеряет на продаже, но в ближайшей перспективе ему не придется проводить крупных плановых ремонтов, да и запаса надежности автомобиля хватит на ближайшие годы.
Если же нужен большой автомобиль, пусть не премиум-сегмента, а просто более-менее престижной марки (такой, как Volkswagen в России), то придется смирится с тем, что возраст автомобиля будет солидным. При этом пропорционально престижности он будет только возрастать, а выбор при этом усложняться. С другой же стороны, в подобные автомобили заложен солидный запас прочности, да и комфорт они обеспечивают куда больший. Также мы можем предложить нашим клиентам провести экспертизу автомобиля.
При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.