Карданная передача

При эксплуатации автомобиля через каждые 20 000-30 000 км (один раз в 2 года) пробега нужно смазывать шлицевое соединение вала со стороны эластичной муфты. Его смазывают через резьбовое отверстие, которое закрыто резиновой пробкой. Смазка удерживается при помощи резинового сальника. Для смазки шлицевого соединения, как правило, применяют «фенол-1».

Кроме этого при техническом обслуживании карданной передачи необходимо подтягивать болты крепления карданных шарниров, а также следить за тем, чтобы в шарнирах и в шлицевом соединении не возникало свободного хода, поскольку даже небольшое ослабление крепления фланцев, эластичной промежуточной опоры или эластичной муфты может вызвать биение карданного вала.
На «Волге» и некоторых других моделях отечественных автомобилей рекомендуется один раз в год смазывать карданные шарниры и подшипники трансмиссионным маслом. Кроме трансмиссионного масла можно применять любую другую жидкостную смазку такой же вязкости. Это позволит улучшить износостойкость игольчатых подшипников и шарниров. Масло нагнетают при помощи пресс-масленки до тех пор, пока оно не начнет выходить через предохранительный клапан крестовины.
При возникновении биения и стука карданного вала необходимо убедиться в том, что это дребезжание и неравномерный шум исходят именно от карданного вала. Очень часто за стуки карданного вала ошибочно принимают стуки, которые вызваны ослаблением крепления двигателя, коробки передач, сцепления, а также износом резиновых подушек, рессор, неисправностями шин, неравномерной работой двигателя, неправильной установкой двигателя на подушках или из-за повреждений подушек. Стук карданного вала может быть вызван неправильной его балансировкой. Балансировка карданного вала осуществляется при помощи специальных балансировочных пластин на заводе. Неправильная балансировка является результатом неаккуратной сборки или установки валов, которая в результате приводит к возникновению биения, довольно сильной тряске, а также к быстрому износу деталей карданной передачи.
Если при движении автомобиля слышен дребезжащий гул, а при трогании с места появляются рывки или удары, то наиболее вероятной причиной этих неисправностей является ослабление креплений. В этом случае следует подтянуть болты крепления фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни моста, болты крепления эластичной промежуточной опоры и эластичной муфты к фланцу вала коробки передач. Кроме этого рекомендуется проверить, нет ли повышенного биения фланца ведущей шестерни моста, а также — не погнут ли карданный вал. Если биение фланца ведущей шестерни моста ощутимо при покачивании фланца рукой, то в этом случае нужно отсоединить карданный вал, снять фланец с шестерни, повернуть его на 180° и затем снова установить его на место. Погнутые карданные валы не подлежат восстановлению, и их заменяют на новые.
Стук карданной передачи при движении автомобиля, люфт в карданном шарнире чаще всего указывают на износ подшипников. При резком повороте карданного вала не должно возникать стука или ощутимого люфта. Если в подшипниках возникает люфт, то его нужно заменить вместе с крестовиной.
При возникновении стука карданного вала во время движения автомобиля на повышенной скорости нужно проверить шлицы и скользящие вилки карданного вала, чаще всего такой стук возникает из-за их износа. Изношенные детали нужно заменить на новые. Износ шлицевых соединений можно замедлить, поддерживая в хорошем состоянии сальники и защитные отражатели, а также применяя качественную смазку.
Кроме этого при возникновении металлического шума или скрежета со стороны карданного вала во время движения автомобиля нужно не паниковать, замедлить ход и остановиться у эстакады или ямы, для того чтобы осмотреть вал. Иногда такие шумы возникают в результате того, что на карданный вал наматывается лежащая на дороге проволока или возле промежуточной опоры застревает шнурок. Такие неисправности можно легко устранить даже в дороге.
Ведущий мост
При эксплуатации автомобиля необходимо через каждые 10 000-15 000 км (один раз в год) пробега проверять уровень масла в картере моста. Масло в картере моста должно быть на уровне нижней кромки контрольного отверстия. Кроме этого необходимо обращать внимание на наличие следов масла в области карданного вала и ведущих валов. При большой потере масла нужно установить причину этого и затем устранить дефект.
Масло в картере ведущего моста нужно менять один раз в три года (через каждые 30 000-45 000 км пробега). Кроме этого масло нужно заменить после первых 1500-2000 км пробега, а также после любого ремонта. Для того чтобы заменить масло, нужно поставить емкость для слитого масла, вывернуть спусковой винт и подождать, пока масло полностью не сольется. После этого нужно закрыть спусковой винт и через маслоналивное отверстие залить новое масло до нижней кромки контрольного отверстия.
При проведении технического обслуживания следует проверять манжеты приводных валов. Это осуществляется на поднятом автомобиле. Посмотрите, нет ли следов масла на манжетах и рядом с манжетами, а также — нет ли на манжетах трещин и разрывов. Кроме этого нужно проверить надежность крепления хомутов. Порванные, вдавленные и дефектные манжеты подлежат замене на новые.
В полноприводных автомобилях также следует проверять уровень масла в раздаточной коробке и при необходимости доливать его. Для того чтобы залить масло, также нужно вывернуть винт контрольного отверстия и проверить уровень масла. Он должен достигать нижней кромки контрольного отверстия, при необходимости масло нужно долить. После заливки масла нужно подождать примерно три минуты и затем вновь проверить его уровень. Не рекомендуется заливать масло выше допустимого уровня.
Для ведущего моста нельзя применять никакие другие масла, кроме ТАД-17 или его иностранного аналога GI-5.
Перегрев и шум в картере моста может возникнуть из-за недостатка масла в нем. Нагрев картера считается нормальным, если его температура не превышает 50-60 °С. При более высокой температуре нужно проверить уровень масла, а также его качество.
Если при визуальном осмотре обнаруживается подтекание масла через изношенные сальники, прокладки либо через разъемы кожуха полуосей, то неисправные детали нужно заменить новыми, все крепления подтянуть, а также рекомендуется очистить и продуть сапун картера, для того чтобы обеспечить нормальное сообщение внутренней полости моста с атмосферой.
В некоторых случаях нужно подтянуть крепления картера и крышек редуктора.
Высокий завывающий шум в мосту чаще всего является следствием неправильно отрегулированного контакта между зубьями новых шестерен.
Сильный металлический стук в картере моста при резком нажатии на педаль газа после движения по инерции, а также на поворотах и на выбоинах дороги говорит о неисправности дифференциала. Для его проверки нужно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, приподнять при помощи домкрата ведущий мост и рукой вращать одно колесо то в одну, то в другую сторону. Если при этом другое колесо может вращаться без всякого, шума и стука в обратную сторону, то дифференциал исправен. Если оба колеса вращаются только в одну сторону, то дифференциал неисправен.
При возникновении скрежещущего шума, стуков, особенно при торможении двигателем, нужно промыть картер моста керосином, так как в некоторых случаях это вызвано износом или разрушением конических роликовых подшипников из-за попадания металлических частиц или грязи, из-за тугой затяжки, а также из-за плохого качества масла, которым вы пользуетесь.
Сильный шум со стороны колес может быть вызван поломкой подшипника полуоси. Кроме этого неожиданное появление довольно сильных ударов и стуков в мосту при движении может быть вызвано износом или поломкой зубьев ведущей шестерни. .
Пульсирующий шум ведущего моста может быть вызван биением ведомой шестерни вследствие ослабления ее крепления. При возникновении металлического стука редуктора моста при трогании с места необходимо точно убедиться, что причина неисправности кроется в редукторе. Для этого нужно несколько раз повторить попытку трогания с места вперед и назад, то быстро, то более плавно отпуская педаль сцепления, а также двигаясь на второй передаче со скоростью примерно 30-35 км/час, и несколько раз резко нажать на педаль газа. Если при этом в течение всех испытаний слышен отчетливый клацающий металлический звук, значит, редуктор неисправен.
Если во время поездки (особенно по проселочной дороге) вы услышали звон в задней части автомобиля, то, возможно, его причина не в неисправности моста. Проверьте, надежно ли закреплены канистры, лопаты, различные баки и другая утварь, находящаяся в багажнике, а также посмотрите, не задевает ли глушитель за балку заднего моста, не касается ли амортизатор пружины регулятора давления гидропривода тормозов при раскачивании задней части автомобиля. Кроме этого звон может возникнуть из-за свободного перемещения распорной планки ручного привода тормозов в пазах колодки.