Применение автоматической коробки передач позволяет уменьшить расход топлива, обеспечить более высокое качество переключения передач, а также большой выбор режимов езды: спортивный, зимний, экономичный.
Уровень масла в автоматической коробке передач нужно проверять раз в год, но не реже, чем через 15 000 км пробега. Замену масла нужно производить раз в три года, но не позднее, чем через 40 000-45 000 км пробега автомобиля. Если автомобиль с автоматической коробкой передач эксплуатируется в тяжелых условиях: в горной или сельской местности, при буксировке, а также в качестве такси, то для автоматической трансмиссии применяют специальное масло ATF (Automatic-Transmission Fluid). Такое масло сильно отличается от обычного моторного: оно красноватого цвета и практически не имеет запаха. Применение другого масла может привести к поломке.

Для проверки уровня масла автомобиль необходимо поставить на ровную поверхность, затянув ручной тормоз. Затем нужно поочередно устанавливать рычаг управления трансмиссией во все позиции и установить его в положение N — нейтральное. Проверку уровня масла можно производить при работе трансмиссии, как в холодном, так и в разогретом состоянии. Так как уровни масла в этом случае будут различаться, то для проверки применяют указатель с двумя шкалами: одна шкала для прогретого двигателя, а другая — для холодного.

Проверка уровня масла на холодном двигателе осуществляется после одной минуты работы двигателя на холостом ходу. Указатель уровня масла следует протереть ветошью, а затем погрузить в масло. Если при холодном двигателе уровень масла в трансмиссии достиг отметки «МАХ», то это значит, что уровень масла соответствует норме. Если перед замером уровня масла автомобиль проехал на большой скорости расстояние более 20 км, то замер выполняют по шкале, предназначенной для горячего двигателя. В этом случае уровень масла соответствует норме, если он находится между отметками «МАХ» и «МШ».
Не разрешается запускать двигатель или буксировать автомобиль, не заполнив маслом гидротрансформатор и автоматическую трансмиссию.
Нельзя заливать слишком большое количество масла, иначе могут возникнуть неисправности и сбои в работе трансмиссии, излишки следует сливать. Доливка масло производится через отверстие для контроля уровня. Масло нужно доливать через воронку с мелким ситом.

Если масло в трансмиссии запахло гарью, то это значит, что подгорели тормозные накладки. Загрязненное масло нужно немедленно слить и заменить чистым, так как оно может привести к неполадкам в работе коробки передач. Запах гари, а также потемнение масло указывают на то, что коробка передач нуждается в ремонте. Все разрешенные к применению масла ATF можно смешивать между собой, однако запрещено добавлять к ним какие-либо присадки или масла других типов. Для того чтобы слить масло, необходимо вывернуть спускную пробку из масляного картера коробки передач. Перед заливкой нового масла установите новое уплотнительное кольцо под сливную пробку и затяните ее, после этого через чистую воронку залейте 3,0-3,5 л масла ATF. Перед заливкой рекомендуется немного подогреть масло, чтобы оно стало более текучим.

На автомобилях с автоматической коробкой передач в последние годы появились переключатели режимов разгона: «Е» (экономичный) и «S» (спортивный). Момент переключения передачи в автоматической коробке передач зависит от многих факторов, к которым относятся скорость автомобиля, нагрузка на его двигатель, от того, насколько плавно или резко водитель нажимает на педаль газа, а также от положения самого переключателя. При режиме «Е» переход на более высокую передачу будет осуществляться только в тот момент, когда обороты двигателя будут достаточно высокими для перехода на нее. В этом случае разгон автомобиля будет происходить максимально плавно, что, в свою очередь, обеспечит наибольшую экономию топлива. При режиме «S» разгон автомобиля происходит более интенсивно, так как переход на более высокую передачу осуществляйся немного позднее, в результате этого расход топлива увеличивается.

Особенностью автоматической трансмиссии является то, что она не прекращает передачу крутящего момента к ведущим колесам автомобиля даже на холостом ходу. Поэтому при кратковременной остановке, если рычаг селектора остается в положении для движения, нужно постоянно удерживать педаль тормоза, иначе автомобиль может начать движение. Поэтому при кратковременной остановке достаточно отпустить педаль газа, затормозить автомобиль ножным тормозом и не отпускать его, пока машина стоит. Для продолжительной остановки нужно переключить рычаг селектора в положение «N». При остановке на подъеме нужно удерживать автомобиль ножным тормозом.

Автомобиль с автоматической коробкой передач не разрешается буксировать на расстояние более 20 км. Скорость буксировки должна быть не более 50 км/час. Для буксировки на более большие расстояния нужно демонтировать карданный вал автомобиля или приподнять передние колеса автомобиля при помощи эвакуатора. Потому что при выключенном двигателе масляный насос коробки передач не работает, вследствие этого коробка смазывается недостаточно для высоких оборотов, а также для длительного следования на буксире. В результате этого при длительной буксировке детали коробки передач подвергаются сильному износу. Кроме этого при буксировке нужно сильнее нажимать на педаль торможения, так как усилитель тормозов не работает при выключенном двигателе.

При эксплуатации автомобиля необходимо после долгой поездки на горячем двигателе проверять, нет ли различных утечек масла из коробки передач. Для этого нужно предварительно очистить картер коробки передач, а также проверить уровень масла в системе и при необходимости долить масло, после этого посыпать возможные места утечки масла тальком или мелом. Затем нужно проехать на автомобиле не менее 30 км с достаточно высокой скоростью, это нужно сделать для того, чтобы масло стало менее вязким. После этого нужно установить автомобиль на козлы и осмотреть возможные места протечки. Протечки чаще всего возникают в стыке блока цилиндров и коробки передач (в уплотнении между маховиком и коробкой передач), на фланце карданного вала у коробки передач, в уплотнении между картером коробки передач и крышки коробки, а также в сливной и заливной пробках.
Уровень масла в механической коробке передач проверяют раз в год или через каждые 10 000-15 000 км пробега, замену масла производят раз в пять лет или через каждые 50 000-75 000 км пробега. В современных автомобилях качественное масло в коробке передач вообще не меняют до тех пор, пока не возникают неполадки, а его уровень при отсутствии протекания достаточно проверять один раз в два года. Уровень масла проверяют при теплой коробке передач после 1,5 км пробега. Для проверки желательно установить автомобиль на козлы. Уровень масла должен достигать нижней кромки заливного отверстия или уровня контрольной отметки, если она есть. В механическую коробку передач рекомендуется заливать теплое (подогретое) масло, так как холодное может привести к тому, что при запуске двигателя коробка передач начнет стучать.
Нельзя оставлять автомобиль на зиму с включенной передачей, так как в результате этого кольцо синхронизатора может примерзнуть к шестерне включенной передачи.

Для механической коробки передач можно применять обычное моторное масло. Для трехвальной коробки передач с прямой четвертой передачей оно подходит особенно хорошо, однако для «Таврии», «Жигулей» и «Оки» применять моторное масло для коробки передач не рекомендуется.
Для того чтобы отличить моторное масло от трансмиссионного, нужно капнуть небольшую каплю масла на водную поверхность. В этом случае моторное масло будет плавать на поверхности воды в виде темного пятна, а трансмиссионное масло растечется и немного побелеет.
При выборе трансмиссионного масла необходимо обращать внимание на цифру, которая стоит после букв GI в его маркировке — чем больше это число, тем выше его моющие, антизадирные, а также противопленочные свойства.

К самым распространенным неисправностям коробки передач относятся: затрудненное включение передачи, ее самопроизвольное выключение, перегрев коробки передач, а также возникновение различных шумов. Наиболее частой причиной затруднительного включения передачи является нарушение регулировки привода управления механизмом переключения передач. Однако перед регулировкой привода нужно проверить исправность и регулировку сцепления. Регулировка привода осуществляется, если сильно затруднено переключение передач или если приходится прилагать большие усилия для перемещения рычага в ту или иную сторону.

На большинстве автомобилей регулировка привода переключения передач осуществляется следующим образом. Вначале необходимо установить нейтральную передачу. После этого нужно ослабить гайку хомута, который соединяет тягу через шарнир со штоком. Поднимите защитный чехол тяги и установите рычаг переключения коробки передач таким образом, чтобы его нижняя часть располагалась перпендикулярно полу кузова и рукоятка рычага находилась от правого сиденья на расстоянии, которое равно одной трети расстояния между сиденьями. После установки рычага нужно полностью затянуть гайку хомута, удерживая при этом рычаг в заданном положении.

На некоторых автомобилях для регулировки привода механизма переключения передач нужно отрегулировать степень затяжения резьбовой крышки сферического пластмассового шарнира механизма переключения передач. Резьбовую крышку регулируют до того момента, пока рычаг переключения передач не будет легко качаться. После регулировки следует застопорить крышку, отогнув нижнюю часть корпуса шарнира, приваренного к основанию механизма, а также подтянуть все резьбовые соединения деталей коробки передач и привода переключения, включения фиксатор наконечника вала переключения и гайку пальца. После регулировки следует проверить переключение передач, оно должно осуществляться бесшумно и легко.
Если регулировка не устраняет трудностей при переключении передач, то искать причину неполадки нужно в самой коробке. В этой ситуации работа коробки передач оценивается во время движения автомобиля. При затрудненном переключении передач, шуме и скрежете при переключении передач в коробке есть дефекты, которые необходимо устранить, применяя специальные инструменты и приспособления.

Если на автомобиле «Москвич-412» затруднено включение третьей и четвертой передачи, а остальные передачи включатся нормально, значит, причина возникновения трудностей может заключаться в неправильном положении упора заднего хода на боковой крышке коробки передач. В этой ситуации его положение нужно отрегулировать при помощи стальных прокладок, согласно руководству по эксплуатации автомобиля.

Если не включается одна из передач, то неисправность, скорее всего, вызвана износом или поломкой вилки включения соответствующей передачи либо заеданием муфты или шестерни на ступице вала. Загрязненные детали, которые вызывают заедание при переключении передач, необходимо очистить, промыть и продуть сжатым воздухом; изношенные детали меняют на новые или восстанавливают (если это возможно).
Если не включается ни одна передача, то неисправность, скорее всего, заключается в поломке кулака переключения передачи, замков или фиксаторов. В этом случае переключатель необходимо заменить в сборе с фиксатором.

Если происходит одновременное включение сразу двух передач, то причина неисправности, скорее всего, в износе замков штоков или толкателя замков. В этом случае для устранения неполадки изношенные детали заменяют на новые. Самопроизвольное выключение передач переднего хода происходит в результате ненадежности или неправильности крепления коробки передач к картеру сцепления. В этом случае нужно проверить крепления и подтянуть их. Если это не помогло устранить неисправность, то значит, причина неполадки заключается в самом механизме или в ненадежном креплении вилок переключения, а также в износе фиксаторов, ползунов и в состоянии зубьев шестерен. В этом случае нужно разобрать коробку передач и заменить изношенные детали или восстановить их (если это возможно).

Нагрев коробки передач считается в пределах допустимой величины, если рука способна выдержать продолжительное прикосновение к корпусу коробки. Повышенный нагрев коробки передач чаще всего вызван пониженным уровнем масла в ее картере. В этом случае нужно проверить уровень масла и при необходимости долить его. Если уровень масла в норме, то причиной повышенного нагрева может являться наличие металлических частиц или стружки в масле. В этом случае качество масла проверяют, пропустив его через контрольную магнитную пробку или по стационарным магнитным пробкам. При обнаружении металлических частиц нужно определить источник их появления. Чаще всего причиной появления металлической стружки в масле коробки передач является износ или повреждение какой-либо детали.

В некоторых случаях причиной перегрева является заедание валов в подшипниках. В этом случае нужно проверить, затянуты ли гайки крепления крышек подшипников, а также — не износились ли сами подшипники. Если подшипники не изношены, то проверьте, погнуты ли валы. В таком случае изношенные детали нужно заменить на новые. Шум в коробке передач может быть вызван неполным выключением сцепления или загрязнением трансмиссионного масла. В этой ситуации нужно проверить его уровень, качество, а также наличие подтеканий. Кроме этого также следует проверить, не забился ли сапун — отверстие, которое соединяет внутреннюю полость картера с атмосферой, тем самым предотвращая возникновение повышенного давления в коробке передач, и при необходимости его прочистить. Помимо этого для устранения шума в коробке передач в некоторых случаях необходимо заменить сальники и прокладки. Если при переключении передач отчетливо слышен скрежет, то причиной неполадки могут быть синхронизаторы. При сильном износе блокирующих колец, фиксаторов, а также сухарей из необходимо заменить вместе с шестернями.