Снятие и разборка двигателя, как правило, осуществляются в том случае, когда необходимо произвести ремонт или замену деталей кривошипно-шатунного механизма. Решение о снятии двигателя принимается на основании результата проверки его технического состояния. В связи с тем, что на большинстве автомобилей двигатели конструктивно объединены с коробкой передач и сцеплением в единый силовой агрегат, при ремонте намного удобнее снимать сразу весь силовой агрегат. Для этого автомобиль устанавливают на смотровую канаву или подъемник. Затем отсоединяют двигатель от кузова и вынимают силовой агрегат из моторного отсека вверх при помощи подъемного устройства грузоподъемностью не менее 200 кгс.
На переднеприводном автомобиле возможно снятие двигателя из моторного отсека вниз. При этом применяется один подъемник без грузоподъемного устройства. После отсоединения от кузова двигатель устанавливается на тележку, подвешенную под автомобиль.
В зависимости от компоновки и конструктивных особенностей силовых агрегатов технология и последовательность выполнения работ по снятию и установке двигателя на автомобилях могут отличаться, однако общий порядок выполнения этих работ примерно одинаковый и включает в себя:
1) снятие капота (в том случае, если силовой агрегат снимается вниз, то капот можно не снимать);
2) сливку моторного масла из двигателя и охлаждающей жидкости из системы охлаждения автомобиля;
3) отсоединение шлангов системы охлаждения;
4) отсоединение электропроводов от аккумуляторной батареи, генератора, стартера, катушки зажигания, датчиков и выключателей;
5) отсоединение шланга от вакуумного усилителя тормозов;
6) отсоединение шланга подачи топлива к топливному насосу и шланга перепуска топлива карбюратора;
7) отсоединение тросового привода или рабочего гидроцилиндра сцепления;
8) отсоединение приемных труб глушителя;
9) отсоединение привода передних колес;
10) закрепление двигателя на подъемном устройстве;
11) отсоединение двигателя от кузова;
12) извлечение двигателя в сборе со сцеплением и коробкой передач.
Установка двигателя осуществляется в порядке, обратном его установке.
После снятия, наружной очистки и мойки двигателя на специальном стенде выполняют его разборку. Для того чтобы обеспечить высокое качество последующей сборки, на двигатель необходимо ставить годные детали на прежние, приработанные места. Для этого при разборке годные детали без повреждений помечают кернением, краской, бирками или надписями. К таким деталям относятся поршни, гильзы, поршневые кольца, пальцы и шатуны с крышками, маховик и сцепление, маховик и коленчатый вал, блок цилиндров и крышки коренных подшипников, а также картер маховика.
Разборка двигателя осуществляется примерно в одной и той же последовательности для многих автомобилей. Сначала перед разборкой двигателя с него снимают силовой агрегат, затем стартер, коробку передач с картером сцепления и сцепление.
При разборке двигателя в первую очередь снимают генератор и приборы системы зажигания, к которым относятся распределитель или датчик распределения зажигания, его привод, провода высокого напряжения, свечи. Затем отсоединяют шланги системы питания и охлаждения двигателя, снимают бензонасос, карбюратор, вентилятор, жидкостный насос, термостат. После этого снимают масляный фильтр, указатель уровня масла и трубку, в которую он вставлен. Затем снимают с носка коленчатого вала шкив привода генератора, для этого нужно заблокировать маховик фиксирующим штифтом и отвернуть болт крепления шкива. После этого необходимо отвернуть переднюю крышку и, отсоединив механизмы натяжения, снять зубчатый ремень или цепь привода механизма газораспределения. Потом снимают впускной и выпускной газопроводы, крышку Головкина также головку цилиндров с прокладками. После этого нужно повернуть двигатель картером вверх и отсоединить масляный картер с прокладкой, масляный насос и маслоприемник. После этого снимается крышка шатунов, отворачиваются гайки болтов их крепления и аккуратно через цилиндры вынимают шатуны с поршнями.
На автомобилях со съемными гильзами поршни с шатунами выталкиваются из блока вместе с гильзами, после этого шатуны вынимаются из гильз через их нижнюю часть. Если не удается извлечь поршень вместе с шатуном, то в первую очередь— поршень с шатуном через гильзу, а потом при помощи съемника снимают гильзу. Если снимать гильзы нет необходимости, то их фиксируют в блоке при помощи втулок-зажимов, при этом поршни с шатунами вынимаются, как обычно, через цилиндры. Гильзы необходимо фиксировать, для того чтобы они не смещались, при снятии и установке поршней они могут сместиться, в результате этого нарушится их уплотнение в блоке.
После выполнения вышеуказанных операций необходимо снять крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. После этого снимают верхние вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца осевой фиксации коленчатого вала.
Затем нужно выпрессовать подшипник первичного вала коробки передач из коленчатого вала. Для этого применяют специальный винтовой или ударный съемник. После этого производят разборку деталей шатун-но-поршневой группы: снять поршневые кольца, удалить из канавок бобышек поршня стопорные кольца и выпрессовать палец при помощи пресса или выколотить поршневой палец ударами молотка через латунную оправку с предварительным нагревом поршня в воде до температуры 60-80 °С.
При диагностике двигателя осуществляют его осмотр, опробование пуском, при этом измеряют его мощность и проверяют техническое состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Осмотр и пробный запуск двигателя помогают визуально установить подтекание масла, топлива или охлаждающей жидкости, а также оценить легкость пуска, равномерность работы и дымление на выпуске. Прослушав работу двигателя, можно установить наличие резких шумов и стуков. Такая проверка позволяет до углубленного диагностирования выявить очевидные дефекты двигателя.
В большинстве случает протекание можно устранить заменой поврежденных прокладок или подтягиванием соединений. Неисправность топливной аппаратуры двигателя, как- правило, приводит к повышенному дымлению на выпуске дизеля или к увеличению содержания СО в отработанных газах бензинового или газового двигателя. Стуки или резкие шумы могут появиться из-за износа поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, а также из-за износа вкладышей шатунов и коленчатых подшипников. Кроме этого шумы могут появиться при задирах поверхностей цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в привод клапанов или вследствие поломки клапанных пружин.
Углубленное диагностирование выполняется на стенде с беговыми барабанами. Этот стенд монтируется на смотровой канаве. Он включает в себя: пульт управления, вентилятор, нагрузочное устройство и приборы, которые необходимы для проведения диагностики. На этом стенде можно определить мощность двигателя, расход топлива, количество газов, прорывающихся в картер при помощи специального газового счетчика.
Для прослушивания стуков в двигателе в процессе углубленного диагностирования применяют стетоскопы. Механический стетоскоп состоит из слухового наконечника, который вставляется в ухо, и стержня, который прижимают к различным частям диагностируемого механизма. Кроме механического стетоскопа широко применяют электронный стетоскоп, который состоит из стержня, небольшого динамика, кристаллического датчика, транзисторного усилителя и блока батарейного питания.
В процессе технического осмотра проверяют компрессию двигателя. Компрессию проверяют при помощи компрессора. Проверка выполняется при проворачивании коленчатого вала стартером. Резиновый наконечник компрессора вставляют в отверстие для форсунки или свечи зажигания. Кроме компрессора для измерения давления можно применять компрессограф, который снабжен самописцем для записи результатов по цилиндрам. Для получения наиболее достоверного результата измерений испытания проводят на прогретом двигателе, демонтировав при этом с него все свечи зажигания или форсунки. Необходимая частота вращения коленчатого вала обеспечивается исправной заряженной аккумуляторной батареей.
Минимально допустимая компрессия для дизельного двигателя составляет примерно 2 МПа, а для бензиновых двигателей она зависит от степени сжатия и колеблется от 0,60 до 1,00 МПа. Разница между показаниями манометра не должна превышать 0,1 МПа для бензиновых или газовых двигателей, 0,2 МПа для дизельных двигателей. Резкое снижение компрессии говорит о поломке колец или о залегании их в поршневых канавках.
В процессе технического обслуживания широко применяют прибор К-69М. Этот прибор позволяет обнаружить чрезмерный износ, закоксовывание, потерю упругости и поломку поршневых колец, потерю герметичности клапанов и прокладок головки цилиндров, а также износ поршневых канавок.
Сначала проверяют износ поршневых колец, для этого необходимо установить поршень проверяемого цилиндра в положение, которое соответствует началу такта сжатия. После этого в отверстия для свечей зажигания или форсунки подается сжатый воздух под давлением 0,4 МПа. В случае износа поршневых колец появляется большая утечка воздуха и давление, регулируемое манометром, будет меньше. Вторую проверку выполняют, когда поршень находится вблизи ВМТ. Если утечка воздуха превышает 15%, то это значит, что цилиндры достаточно сильно изношены.
Утечка воздуха через клапаны при неполной их посадке в седлах определяется на слух, герметичность прокладки головки цилиндра определяется по появлению пузырьков воздуха в горловине радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров, смоченного мыльным раствором.
К нарушению герметичности цилиндров двигателя может привести слабая затяжка гаек или болтов, при помощи которых головка крепится к блоку цилиндров. Кроме того, слабая затяжка может привести к прогоранию прокладки и попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически подтягивать крепления головок. Крепления чугунных головок подтягивают на прогретом двигателе, алюминиевых на холодном.- Подтяжку креплений головок производят при помощи динамометрического ключа.