Автомобили, которые сдаются в ремонт, должны быть полностью укомплектованы, причем для легковых автомобилей и автобусов устанавливается первая степень комплектации, а для грузовых автомобилей — первая и вторая степень комплектации. Первая степень комплектации предполагает наличие всех деталей, включая запасное колесо. Вторая степень комплектации допускает прием автомобиля на ремонт без платформы, специального оборудования и без металлических кузовов.
Автомобили, сдаваемые в текущий ремонт, должны отвечать следующим требованиям: неисправности деталей должны быть следствием их естественного износа, автомобили должны передвигаться своим ходом, а также иметь пригодные к эксплуатации шины и аккумуляторную батарею. На капитальный ремонт не принимаются грузовые автомобиля, если базовые детали их кабины и рамы подлежат списанию. Легковые автомобили и автобусы не принимаются на ремонт в том случае, если их кузов не подлежит восстановлению.
Прием на ремонт осуществляется приемщиком ремонтного предприятия. Наружная мойка автомобиля осуществляется на постах, оборудованных моечными установками, а также ручным способом. Мойка автомобиля осуществляется водой температуры 65-70 °С, кроме того, в некоторых случаях применяются специальные моющие средства.
Разборка автомобиля представляет собой одну из наиболее ответственных операций при ремонте. Разборка начинается со снятия кузова, кабины, топливного бака и топливной аппаратуры, радиатора, приборов электрооборудования. После этого снимают механизмы управления, двигатель, коробку передач, передний и задний мосты и другие узлы.
В зависимости от объема ремонтных работ разборка автомобиля может осуществляться двумя методами: поточным и тупиковым. При тупиковом методе автомобиль полностью разбирается на одном месте. При поточном методе операция разборки разбивается на ряд элементов, которые выполняются в определенном порядке. В этом случае весь объем по разборке распределяется по отдельным участкам, которые специализируются на выполнении определенного вида работ. Все эти участки объединяются между собой поточной линией.
К средствам механизации работ по разборке автомобиля относятся: подъемно-транспортные устройства, разборочные стенды, различные приспособления для разборки, а также механизированные инструменты.
При разборке автомобиля большой объем работ занимает процесс свинчивания и развинчивания резьбовых соединений, для механизации таких работ применяют стационарные и переносные гайковерты. Разборка деталей, которые соединены заклепками, осуществляется срезанием или высверливанием головок заклепок. Не допускается срезать головки заклепок газовой резкой, так как в результате этого появляются повреждения поверхности деталей.
Разобранные детали автомобиля перед осмотром и контролем подвергают очистке. В процессе очистки с поверхности деталей удаляют появляющиеся в процессе эксплуатации отложения. Основными отложениями являются: масляно-грязевые, нагар, накипь, асфальтосмолистые, старые лакокрасочные покрытия и т. д.
Асфальтосмолистые и масляно-грязевые отложения удаляются при помощи моющих средств. Для мойки чаще всего применяют моющие средства на основе поверхностно-активных веществ. Кроме этого для удаления асфальтосмолистых и масляно-грязевых отложений широко применяют растворители, в качестве которых используют дизельное топливо, керосин, бензин.
Очистка внутренних поверхностей двигателя от накипи осуществляется промыванием деталей 8-10%-ным водным раствором соляной кислоты, при этом раствор должен быть нагрет до 70 °С. Продолжительность обработки кислотным раствором составляет 60-70 минут. После обработки детали должны быть промыты чистой водой с добавлением хромпика.
Очистку стальных и чугунных деталей от нагара осуществляют химическим способом, который основан на применении щелочных растворов повышенной концентрации.
Для очистки деталей от коррозии применяют механическую, химическую и абразивно-жидкостную обработку.
Механическая обработка осуществляется металлическими щетками или металлическим песком, для подачи которого применяют сжатый воздух. Детали небольшого размера очищают от коррозии в галтовочных барабанах с чугунной крошкой. Барабан заполняется деталями, чугунной крошкой и водным раствором кальцинированной соды и хозяйственного мыла, затем закрывается крышкой и вращается в течение 1,5-2,0 часов с частотой 16-20 оборотов в минуту.
Химический метод очистки от коррозии заключается в травлении пораженных участков водным раствором серной, соляной, фосфорной, азотной или какой-либо другой кислоты с последующей промывкой деталей чистой водой.
При подготовке поверхности кузова автомобиля к повторной окраске проводят очистку деталей от старого лакокрасочного покрытия. Выбор способа очистки поверхности от старого лакокрасочного покрытия зависит от многих факторов: марки старого покрытия, материала и т. д. Наиболее широкое распространение получил способ обработки деталей при температуре 85 °С в ванне с водным раствором каустической соды, концентрация которого достигает 50-100 г/л. После этого деталь промывают в воде при температуре 50-60 °С.
В некоторых случаях лакокрасочное покрытие удаляют механическим способом. Для этого применяют металлические щетки различной конструкции. Такая работа может выполняться как вручную, так и с применением механизированного инструмента. Кроме этого иногда для очистки от старого лакокрасочного покрытия применяют газопламенный метод с использованием кислородо-ацетиленового пламени. Получившиеся при этом продукты сгорания удаляют при помощи металлических щеток.
При выполнении перечисленных выше способов мойки и очистки деталей применяют различные виды моечно-очистных машин: погружные, струйные, комбинированные и специальные. Конструкция моечных машин струйного типа включает в себя моечную камеру, насосный агрегат, баки для растворов, системы гидрантов с различными насадками, а также транспортирующее устройство. Гидранты имеют специальные насадки и располагаются, как правило, внутри моечной камеры. Баки имеют специальные нагревающие устройства.
Принцип работы моечных машин заключается в следующем: из бака насосным агрегатом под давлением 0,3-0,6 МПа подается раствор в гидранты. Далее гидранты при помощи различных насадок образуют струи, которые направляются на поверхность детали и очищают ее от загрязнений.
Моечные установки погружного типа представляют собой ванны, которые соединены с роторной машиной или с машиной с качающейся или вибрирующей платформой. В таких машинах детали устанавливают на платформу, которую погружают в ванну с раствором заданной температуры. Для того чтобы процесс очищения проходил быстрее, платформа совершает качающиеся или вибрирующие движения в циркулирующем потоке моющего раствора.
На ремонтных предприятиях с небольшим объемом работ для очистки деталей применяют ванны. В ванну заливают раствор определенной температуры, затем в нее помещают деталь, спустя некоторое время деталь извлекают из раствора и переносят в другую ванну для нейтрализации или для смыва остатков моющего средства.
Специальные моющие машины применяют для очистки загрязнений труднодоступных поверхностей, к которым могут относиться масляные каналы в шатунах, коленчатых валах, блоках цилиндров. Кроме этого широко применяются аппараты дробеструйного типа, которые очищают поверхности деталей от таких загрязнений, как накипь, нагар, продукты коррозии, а также лакокрасочные отложения. Разрушение загрязнения происходит в момент удара дроби о поверхность детали. Дробь подается в зону удара под действием сжатого воздуха. В качестве дроби применяются кварцевый песок, косточковая крошка, а также металлическая дробь. Выбор материала для дроби осуществляется исходя из такого условия, чтобы он в процессе очистки не повреждал основное покрытие детали.