Надежный пуск двигателя происходит, если частота вращения его коленчатого вала достигает 60-80 мин-1. Поэтому при запуске двигателя применяют электрический двигатель — стартер. Основными составляющими частями стартера являются:
1) корпус;
2) якорь с обмотками и коллектором;
3) щетки;
4) щеткодержатели;
5) крышки.
Работа стартера основана на взаимодействии магнитных полей обмоток якоря и обмоток возбуждения при прохождении по ним электрического тока. Обмотки якоря и возбуждения выполнены из толстой медной проволоки, поскольку что стартер потребляет электрический ток большой силы (до 900 А). Обмотка возбуждения состоит из четырех секций, которые включены последовательно к обмоткам якоря двумя параллельными ветвями. Каждая ветвь включает в себя две секции обмотки возбуждения. Щетки для обеспечения более высокой проводимости выполнены медно-графитовыми. Две щетки стартера соединены с массой, а две другие — с обмотками возбуждения.
Стартер оборудован приводом, который соединяет вал стартера с зубчатым венцом маховика. Посредством этого привода стартер приводит во вращение коленчатый вал двигателя. Привод стартера обеспечивает соединение с венцом маховика только во время пуска двигателя автомобиля. После запуска вал стартера должен немедленно отключиться. Если вал стартера не отключится после запуска двигателя, то венец маховика начнет вращать якорь стартера с очень большой частотой, и витки обмотки могут выйти из своих пазов под действием центробежной силы.
На отечественных автомобилях чаще всего применяют стартер с дистанционным управлением и электромагнитным включением. Привод такого стартера включает в себя: реле включения, тяговое реле с двумя обмотками, кольцо, пружину, рычат с вилкой, муфту и шлицованную втулку. Тяговое реле включает в себя две обмотки втягивающую и удерживающую. Удерживающая обмотка включается параллельно обмотке якоря, а втягивающая — последовательно.
Муфта свободного хода стартера включает в себя ведомую и ведущую обоймы. Ведущая обойма перемещается на шлицах вала. Ведомая обойма состоит из шестерни с четырьмя клинообразными выемками, в которых находятся ролики с пружинами. Во время вращения ведущей обоймы ролики перемещаются в узкую часть выемки, в результате этого происходит заклинивание ведомой обоймы на ведущей. При вращении ведомой обоймы относительно ведущей ролики перемещаются в более широкую часть выемок, в результате этого ведомая обойма начинает свободно вращаться на ведущей.
Стартер включается при повороте ключа зажигания до отказа вправо, при этом происходит замыкание цепи обмотки реле включения. В обмотке реле возникает магнитное поле, которое вызывает замыкание контактов реле, в результате этого в электрическую цепь включаются обмотки тягового реле. Под действием электромагнитного поля обмоток втягивается сердечник тягового реле, а также связанный с ним рычаг. Перемещаясь, рычаг вводит в зацепление шестерню привода с венцом маховика. Одновременно с этим на другом конце стержня после включения шестерни медный контактный диск замкнет силовую; электрическую цепь стартера.
Когда ключ зажигания поворачивается в свое исходное положение, цепь удерживающей обмотки размыкается, в результате этого сердечник, рычаг и медный диск возвращаются в свое исходное положение и стартер отключается.