Кузов представляет собой одну из самых дорогих деталей автомобиля.

Кузов грузового автомобиля включает в себя:
1) кабину для водителя и пассажиров;
2) капот;
3) крылья передних колес;
4) брызговики задних колес;
5) облицовку;
6) платформу для груза.

Конструкция платформы грузового автомобиля зависит от перевозимого груза.
Кузов легкового автомобиля выполняет роль несущей конструкции. Характерной особенностью такой конструкции является отсутствие несущей рамы автомобиля. В легковом автомобиле в качестве несущей рамы выступает кузов, при этом в местах крепления агрегатов трансмиссии, подвесок, а также двигателя кузов имеет специальное усиление. Кузов легкового автомобиля состоит из стального цельносварного корпуса. К корпусу крепится капот двигателя, передние и задние крылья, крышка багажника, двери, облицовка радиатора и фар, передний и задний буферы и др. Внутри кузова находятся сиденья для пассажиров и водителя.

Для того чтобы продлить срок службы кузова автомобиля, необходимо раз в 2-3 года покрывать внутренние полости кузова противокоррозионным материалом. Кроме этого противокоррозионным материалом заполняют все Сварные швы и узкие щели, пораженные ржавчиной. Расход противокоррозионного материала (например «Молвиля») составляет в среднем до 2,5 кг на кузов легкового автомобиля.

Для обработки кузова необходимо установить автомобиль на подъемник, вскрыть все отверстия, закрытые пробками, а также снять все детали и Обивку, мешающие доступу в скрытые полости. После этого необходимо промыть полости теплой водой через технологические и дренажные отверстия. Промывание продолжается до тех пор, пока из дренажных отверстий кузова автомобиля не начнет вытекать чистая вода. После промывания кузов автомобиля необходимо продуть воздухом и просушить.
Антикоррозионное вещество впрыскивается во внутренние полости автомобиля через уже имеющиеся или просверленные специально для этих целей дополнительные отверстия (объектом обработки кузова автомобиля антикоррозионным материалом являются отверстия диаметром 12 мм). Вещество распыляется при помощи пистолета-краскораспылителя с бачком и дополнительными насадками к нему.
Кроме защиты внутренних полостей кузова автомобиля необходимо бороться с коррозией днища. Самым надежным средством борьбы с коррозией является покрытие кузова антикоррозионными материалами при первом появлении ржавчины или при отслоении и разрушении старого покрытия. Противокоррозионную обработку днища кузова следует производить на подъемнике или на эстакаде, при этом колеса автомобиля лучше снять. Перед обработкой необходимо вымыть автомобиль снизу слабой струей воды из шланга. Мытье нужно производить очень аккуратно, вода не должна попасть внутрь кузова. После этого следует удалить оставшиеся после мойки грязь и влагу из скрытых полостей кузова и просушить автомобиль. Перед обработкой днища автомобиля антикоррозионным материалом барабаны и диски тормозов следует закрыть защитными кожухами, а карданную передачу, тросы, шланги, глушитель и другие детали, не подлежащие обработке, — плотной бумагой и клейкой лентой.

В отечественных легковых автомобилях наиболее подверженными коррозии местами являются: корпус фар изнутри, передняя панель кузова, усилитель капота, балка передней подвески, стойка «передка», коробчатые усилители брызговиков, полости в задней части передних крыльев, передние стойки, передние лонжероны, передние боковые поперечины пола, внутренние поверхности дверей, средние стойки, кронштейны под домкратную проушину, передние нижние части задних крыльев и арки колес по стыку с крыльями, лонжероны багажника, кронштейны нижнего и поперечного реактивных рычагов задней подвески, пороги, задние лонжероны, днище и арки колес.

Перед обработкой днища антикоррозионным материалом необходимо удалить следы ржавчины и отслоившейся части старого покрытия. Налет ржавчины удаляется при помощи абразивной шкурки №№ 25, 16, 12 или при помощи моечного состава, который следует наносить на кузов автомобиля при помощи волосяной щетки. После того, как налет ржавчины удален, поверхность обработанных участков нужно обезжирить при помощи растворителя. Качество обезжиривания можно легко проверить при помощи простой бумаги. Для этого бумагу прикладывают к обезжиренной поверхности, и если на бумаге появились следы жира, то этот участок требуется дополнительно обработать растворителем. Для окончательного снятия ржавчины можно применять грунт или очиститель ржавчины., После удаления ржавчины необходимо загрунтовать обнаженные до металла участки кузова.
После удаления ржавчины с участков кузова и высыхания грунтовки можно' приступать к нанесению противошумной битумной мастики. Чаще всего применяют мастики №№ 579, 2В или БМП-1. Мастику наносят слоем толщиной 1-1,5 мм. Мастику наносят вручную при помощи кисти, шпателя или рукой в варежке. С окрашенной поверхности мастика удаляется при помощи бензина. Мастика высыхает более суток. Слишком густую мастику перед нанесением на поверхность можно разогреть, поставив банку с мастикой в теплую воду.

Платформа автомобиля
Платформа грузового автомобиля может быть выполнена из дерева или металла. Платформа автомобиля имеет откидные борта, соединенные с полом платформы при помощи петель. Борта могут быть односекционными или многосекционными. Борта в закрытом положении скрепляются между собой при помощи специальных запорных приспособлений. Пол платформы, как правило, состоит из двух продольных и нескольких поперечных брусьев. Продольные брусья крепятся к раме автомобиля при помощи стремянок. Платформа грузового автомобиля может быть выполнена в нескольких вариантах, например: удлиненной, самосвальной, с высокими бортами, покрыта тентом и т. д.
Под платформой грузового автомобиля размещают ящик для крупных инструментов, а также запасное колесо автомобиля. На передних или задних бортах справа и слева установлены светоотражатели.
Кабина водителя
Кабина грузового автомобиля капотной схемы включает в себя каркас и крышки верхней, задней и боковых панелей, между которыми образованы дверные проемы. В проемах боковых панелей располагаются двери, закрепленные на петлях. В закрытом положении двери удерживаются при помощи встроенных специальных замков. Двери кабины снабжены стеклами, которые опускаются при помощи стеклоподъемников. В опорных проемах кабины находятся неоткрывающиеся гнутые стекла. Внутри кабины находятся все рабочие органы управления автомобилем, а также сиденья. Сиденье может быть одно-, двух- и трехместным, кроме этого в кабине грузового автомобиля могут быть общие сиденья для водителя и пассажиров. При раздельной конструкции сиденья выполняются регулируемые по высоте, расстоянию от рычагов управления, кроме того, в раздельных сиденьях есть возможность регулирования угла наклона спинки. В кабинах автомобилей бескапотной конструкции может быть предусмотрено одно спальное место. Спальное место располагается поперек кабины за спиной водителя. Для обеспечения доступа к двигателю в кабинах бескапотной конструкции предусматривается специальное устройство, которое опрокидывает кабину относительно передних шарнирных опор.
Специальное оборудование
К специальному Оборудованию автомобиля относят:
1) подъемный механизм платформы автомобиля-самосвала;
2) лебедку;
3) буксирующее устройство;
4) седельно-сцепное устройство.
Конструкция подъемного механизма платформы автомобиля-самосвала включает в себя:
1) телескопический цилиндр с плунжером;
2) шестеренчатый масляной насос;
3) кран управления;
4) коробка отбора мощности;
5) масляноый бак;
6)трубопровод.
Когда платформа грузового автомобиля находится в опущенном состоянии, плунжер гидравлического подъемника находится у днища цилиндра, а масло размещается в полости под плунжером и в баке. Подъем платформы осуществляется благодаря масляному насосу, который подает масло в полость под плунжер. Масляный насос создает под плунжером высокое давление, в результате которого происходит перемещение плунжера и платформа поднимается. Платформа возвращается на свое исходное положение благодаря собственному весу, при этом масло выдавливается из-под плунжера обратно в бак.
Лебедка ставится в качестве специального оборудования на автомобилях повышенной проходимости. Лебедка может быть использована для самовытаскивания в тяжелых дорожных условиях, а также для вытаскивания другого автомобиля, который застрял на труднопроходимом участке. Кроме этого лебедка очень часто применяется для подъема и опускания грузов через специальные блоки. Лебедка располагается на раме в передней части автомобиля. Лебедка приводится в действие двигателем автомобиля. Крутящий момент от двигателя передается через коробку передач на коробку отбора мощности и далее через карданную передачу непосредственно на саму лебедку.
Включение лебедки производят при помощи рычага управления лебедкой, который необходимо перевести из нейтрального положения в положение «Намотка» или «Размотка». Включение лебедки осуществляется при выжатом сцеплении. После того, как выжато сцепление и рычаг управления лебедкой переведен в нужное положение, необходимо плавно отпустить педаль сцепления, приводя лебедку в действие. Конструкция лебедки позволяет при необходимости осуществлять ручную размотку троса. Перед ручной размоткой троса необходимо отключить барабан при помощи кулачковой муфты.
Буксирующее устройство устанавливается на поперечине рамы позади автомобиля. Стержень крюка буксирующего устройства крепится через пружину или через упругий резиновый элемент. Такое крепление позволяет смягчить рывок в момент начала движения с места или при движении автопоездов. Надежность сцепки обеспечивается при помощи откидной скобы, которая запирается защелкой и шплинтом на цепочке. На случай непредвиденной расцепки буксирующего устройства предусмотрен специальный стальной трос или цепь, один конец которого крепится к буксируемому автомобилю или прицепу, а другой — к проушине, которая установлена на задней поперечине рамы.
Для буксировки автомобиля к передним концам лонжеронов рамы крепятся буксировочные крюки. Для буксирования легковых автомобилей вместо буксировочных крюков спереди крепят специальные проушины.
Седёльно-сцепное устройство устанавливают только на тягачах, если они работают вместе с полуприцепом. В этом случае на полуприцепе ставят сцепной шкворень. Конструкция седельно-сцепного устройства разработана таким образом, что обеспечивает автоматическую сцепку полуприцепа с автомобилем-тягачом. Сцепление осуществляется при плавном въезде автомобиля-тягача задним ходом под заторможенный прицеп. Кроме этого седельно-сцепное устройство исключает возможность самопроизвольного разъединения полуприцепа от автомобиля-тягача.