В зависимости от условий, режима работы и механизма применяют различные сорта и виды смазок.
Масла, которые применяются для смазки двигателей, не должны содержать механических примесей, воды, кислот или щелочи, а также масла должны обладать определенной вязкостью. Присадки, которые вводятся в моторные масла, снижают износ трущихся деталей, устраняют коррозию металла, предотвращают пенообразование и задиры поверхности трения.
В шифре марки моторного масла буква «М» обозначает — моторное масло, после буквы «М» следуют цифры, которые обозначают класс кинематической вязкости в сантистоксах (сСт) при температуре 100 °С. После этого идут буквы, обозначающие группу масла по эксплуатационным свойствам. Нижние цифровые индексы 1 и 2 обозначают соответственно моторное масло для карбюраторного двигателя (1) и моторное масло для дизельного двигателя (2). Нижние буквенные индексы информируют о наличии присадок.
Например:
М-10Г2П — моторное масло с кинематической вязкостью 10 сСт, летнее, для дизельных двигателей с присадками.
Система смазки автомобильного двигателя представляет собой ряд приборов и агрегатов для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла, к которым относятся:
1) поддон картера двигателя;
2) маслозаборник;
3) масляный фильтр грубой очистки;
4) масляный фильтр тонкой очистки;
5) масляный насос;
6) маслопроводы;
7) масляный радиатор;
8) контрольно-измерительные приборы и датчики.
Масло, которое снимается со стенок цилиндра маслосъемными кольцами, отводится через отверстия в поршневых канавках внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Недостаточная подкачка масла к деталям двигателя приводит к потере мощности, перегреву, расплавлению подшипников скольжения, усиливает износ деталей, вызывает заклинивание поршней, и прекращение работы двигателей.
При чрезмерной подаче масла его часть попадает в камеру сгорания, покрывает контакты свечей, что приводит к увеличению отложения нагара и к ухудшению работы системы зажигания.
Масляный насос создает давление и обеспечивает циркуляцию масла в смазочной системе. Двухсекционный масляный насос состоит из корпуса, в котором расположены две пары шестерен. Шестеренки, образуют нагнетательную и радиаторную секции. Нагнетательная секция осуществляет подачу масла в главную масляную магистраль для смазки двигателя. Радиаторная секция осуществляет подачу топлива в масляный радиатор через центробежный фильтр. При вращении шестеренок происходит захват моторного масла впадинами между зубьев. После чего шестерни переносят масло в главную масляную магистраль двигателя.
Масляные фильтры предназначены для очистки масла. Моторное масло в процессе эксплуатации двигателя загрязняется металлическими частицами, продуктами нагара и коксования масла.
Масляный радиатор служит для охлаждения масла, кроме этого он предотвращает его разжижение в результате нагрева от соприкосновения с горячими деталями автомобильного двигателя. Масляный радиатор состоит из двух бачков и горизонтальных трубочек между ними. Трубки скрепляются между собой металлическими пластинами, это увеличивает площадь охлаждения и их жесткость. Масляными радиаторами, как правило, снабжаются грузовые автомобили, для легковых автомобилей достаточное охлаждение обеспечивается обдувом поддона картера встречным потоком воздуха. Вентиляция картера служит не только для охлаждения масла, но и для освобождения картера от паров топлива, воды и отработавших газов. Отработавшие газы, проникая через несплошности поршневой группы, разжижают и загрязняют моторное масло.
Маслопроводы сделаны из латунных или прорезиненных трубок. Они соединяют различные участки системы смазки. Для предотвращения разрушения масляных трубопроводов при повышенном давлении, а также для обеспечения нормальной подачи масла при износе деталей в системе смазки предусмотрен редукционный клапан. При сильном понижении давления в системе смазки включается предохранительный клапан. Предохранительный клапан предназначен для отключения масляного радиатора от системы.