Популярность Шкоды Суперб — весьма интересный прецедент для бизнес-класса. До сих пор ни один хэтч подобного народно-хозяйственного формата не мог похвастать столь впечатляющим успехом: в 2010-м в России продано две с лишним тысячи машин. Между прочим, именно на «Супербе», а отнюдь не на БМВ - GТ, впервые (если, конечно, закрыть глаза на американские опыты конца 40-х) засветилась уникальная крышка багажника из двух половинок, которая в случае необходимости легким движением руки превращает строгий седан в более практичный хэтчбек.

Впрочем, несоответствие чешской машины общепризнанным канонам бизнес-класса одним лишь багажником не ограничивается. В отличие от большинства конкурентов, тяготеющих к мощным многоцилиндровым моторам, в России такие «Шкоды» продают исключительно с экономичными рядными «четверками», которые не слишком впечатляют своими лошадиными характеристиками. Зато крутящий момент дунутого турбиной 1,8-литрового двигателя таков, что оснащенный преселективной коробкой DSG «Суперб» даже заочно - по одним только ТТХ - объезжает 2,5-литровую «Теану» с вариатором.
Между тем, судя по стабильно высоким результатам продаж «Ниссана», большинство покупателей вполне устраивает динамика японской машины. Что вполне объяснимо: хорошо оснащенная даже в базовой комплектации, громоздкая «НиссанТеана» набирает сотню за 9,6 секунды, и этот показатель язык не поворачивается назвать стыдным. К тому же стоит японский седан не менее привлекательно, чем «Шкода».
Однако, заглянув в салоны обеих машин, мы поняли, что солидная внешность и схожие цены - это то немногое, что их объединяет. Ибо различий все же намного больше, чем сходства.

В НиссанТеане ты чувствуешь себя очень по-домашнему, словно оказался в знакомой уютной гостиной. В меру жесткие кресла обиты качественной натуральной кожей, а от мягких обводов торпедо, декорированного матовыми вставками под дерево, веет душевной теплотой. И даже такие хай-тековские девайсы, как утвердившийся на уступе центральной консоли контроллер мультимедийной системы и сенсорный экран, гармонично вписались в классический интерьер. Широкие диапазоны регулировок водительского кресла позволяют подобрать удобную посадку для людей самой разнообразной конституции. Нет претензий к читаемости приборов. В общем, специалисты «Ниссана» по эргономике потрудились на славу. И только ловко спрятанные под крышкой центрального подлокотника кнопки обогрева и вентиляции кресел не позволили поставить им отличной отметки.
Интерьер Шкоды Суперб совершенно иной по настроению. В строгих линиях его передней панели, черно- белых приборах, темно-сером пластике и вставках под алюминий нет и капельки теплоты. Перед нами автомобиль-офис, высокоточный инструмент для перемещения из пункта А в пункт Б с максимальной эффективностью. И в этом амплуа он безупречен — настолько качественно и продуманно обустроен «Суперб». Материалы, используемые в интерьере, не дают ни малейшего повода усомниться в их качестве, а зазоры на стыках между панелями отделки таковы, что и ногтя не просунешь. И хотя сиденья даже в самой дорогой комплектации «Элеганс» не могут похвастать кожаной шкуркой, они все же радуют совершенным профилем и еще большими, чем у «Теаны», диапазонами регулировок. Наконец, все кнопки и ручки ты обнаруживаешь именно там, где ищешь. В общем, если предел совершенству и существует, то «Шкода» подобралась к нему максимально близко.

Машины бизнес-класса нередко используются в качестве персоналок, и посему удобный диван для них - обязательный атрибут. Но мы не покривим душой, если скажем, что важной персоне наилучшим образом соответствует переднее кресло «НиссанТеаны», которое в дорогих версиях превращается в удобнейшую «оттоманку», позволяющую принять полулежачее положение. Зато на диване японского седана пассажир ростом свыше 185 см будет подпирать макушкой потолок. А уж если водитель или усевшийся подле него охранник окажется столь же долговязым, то и запаса места для ног босса практически не останется. В версиях с тканевым салоном, где спинки и подушки сидений немного тоньше, пассажирам заднего ряда будет несколько просторнее, однако это не способно коренным образом сказаться на гостеприимности «Ниссана». Если же простор на диване необходим в первую очередь, то однозначно стоит выбрать «Шкоду» - даже несмотря на то, что и сама она ниже, чем «Теана», и колесная база у нее короче. Конечно, троих ВИПов приглашать на задние сиденья «Суперба» не совсем уместно, однако двоим особо важным там будет исключительно вольготно.

Вероятно, создатели «Теаны» решили, что хозяйственные хлопоты не по статусу владельцу такой машины. В «Ниссан» можно погрузить лишь два больших чемодана, и то если их крепко прижать друг к другу: выступающие колесные арки негативно сказались на геометрии трюма. Спинка дивана у японской машины не складывается вовсе, что ставит крест на перевозке негабаритов. Правда, кое-какие длинномеры все же можно поместить в «Теану», просунув их в лючок для лыж, спрятанный за центральным подлокотником дивана.
Неудивительно, что и без того далеко не выдающиеся грузовые способности японского седана кажутся совсем скудными на фоне всепоглощающей «Шкоды», вместительный багажник которой не заставит чемоданы облокачиваться друг на друга. К тому же в нем можно перевозить не только лыжи: спинка дивана складывается как частично, так и полностью. Наконец, у «чешки» открывается не только крышка багажника, но и вся задняя дверь целиком, что делает возможным перевозку даже крупной бытовой техники: стиральная машина или кухонная плита запрыгнет в «Суперб» играючи.

Если для вас не столько важен объем перевозимого груза, сколько скорость его доставки, то можете рассчитывать на «Теану». Ее не нужно принуждать к активным действиям, вдавливая газ в пол изо всех сил: тяговитый 2,5-литровый V6 активно шевелит поршнями даже при нежном обращении с педалью, позволяя легко перестраиваться в городском потоке и безнадрывно обгонять на загородном шоссе. И в удобстве управления тягой немалую заслугу мы склонны видеть в работе вариатора: «ниссановский» СVТ в излишней задумчивости обвинять никак нельзя. Правда, если с разгонной динамикой у японской машины все в полном порядке, то тормозам, увы, недостает стойкости: их эффективность снизилась буквально после пары интенсивных замедлений со скорости 120 км/ч.

У тормозов «Шкоды» предел прочности выше. К тому же обладающий большим крутящим моментом турбомотор позволяет водителю «Суперба» еще более уверенно чувствовать себя на трассе. Однако коробка DSG оказалась не такой удобной, как вариатор: у нее не получается работать одновременно плавно и быстро. Если нужно резко ускориться, то ответом на газ станет пауза, и лишь после этого машина рванет вперед. На трассе такую «ступенчатость» можно нивелировать, выбрав спортрежим, оказывающий тонизирующее действие на турбомотор. Но в плотном городском трафике, когда часто нужно ускоряться с места, преселективная дерготня практически непобедима.

У «Шкоды» не только пламенное сердце, но и отлично настроенное шасси. Непоколебимая на скоростной прямой, «чешка» мастерски шпилит повороты с легкостью и проворством своего немецкого родственника «Пассата», не уступая последнему и в информативности рулевого управления.
Кредо «Теаны» - не азарт, но надежность и комфорт. Езда с высокой скоростью на ней ничуть не напрягает. Ни колея, ни волны на асфальте не способны сбить «Ниссан» с намеченного курса; да и в поворотах седан держится достойно. Реакции на команды водителя быстры, а крены не слишком велики. Однако раскачке «Теана» подвержена все же в большей степени, чем предельно сосредоточенная «Шкода», а в японском руле меньше упругости и прозрачности.

Но так ли уж необходимо пытать «Теану» быстрыми поворотами? Ведь она делает все возможное, чтобы водителя ничто не напрягало. Ее подвеска исправно фильтрует рядовые стыки и ямки, пасуя лишь на достаточно крупных выбоинах. Зато сытое урчание раскрученного до высоких оборотов мотора ничуть не напрягает, а порой даже ласкает слух. Да и аэродинамические шумы минимальны. Окончательно же нас покорила отменная звукоизоляция днища и колесных арок, заставившая перейти на шепот голосистые шипованные шины.
В «Супербе» даже лишенная шипов зимняя «липучка» позволяет себе повышать голос. К тому же столь полезная в поворотах упругость подвески вызывает легкий тремор кузова на мелких неровностях. Впрочем, с ростом скорости тряска становится меньше, а пружины и амортизаторы «Шкоды» способны справиться с колдобинами большего калибра, нежели подвеска «Ниссана». Звуки подбадриваемого мотора и встречного ветра хоть и не приглушены до минимума, но ни в коем случае не досаждают. Только скрыть посредственную шумоизоляцию днища «Шкоде» не удалось.

«Суперб» с отличием выдержал тесты «ЕвроNСАР». Заработать максимальные пять звезд «Шкоде» помогли не только прочный кузов, но и система динамической стабилизации вкупе с боковыми и оконными подушками безопасности - это обязательное оборудование для продаваемых в Европе машин. Однако в России ситуация иная: с прошлого года даже в самом дорогом «Супербе» только два эйр-бэга, а остальные «надувательства» требуют доплаты. Кроме того, ЕSР по умолчанию устанавливается лишь на автомобили с бензиновым мотором и DSG.
Впрочем, «Теана» немногим лучше. Получив отличные оценки в американских и японских тестах, в Россию она пришла только с четырьмя подушками. А если вы хотите ездить на машине с ЕSР, придется выбирать комплектацию не ниже «Лакшери» - либо «Теану» с полным приводом. Кстати, последнее обстоятельство послужило основанием для повышения отметки на пол балл а: возможность заказа трансмиссии 4x4 делает «Ниссан» более безопасным на скользких дорогах. В России это важно.

В России Шкода Суперб получился самым доступным из авто бизнес-класса. Причем базовый «Комфорт» не так уж и беден: кроме заслуживающего всяческих похвал мотора, ручной коробки передач, пары подушек безопасности и АВS в машине за 899 000 рублей будут кондиционер, электроприводы обогреваемых зеркал и стеклоподъемников. Однако, на наш взгляд, лучше взять версию «Амбишн»: она хоть и дороже на 70 тысяч, зато может похвастать литыми дисками, раздельным климат- контролем, датчиками света и дождя плюс обогревом сидений. Такая же машина, но с коробкой DSG, стоит 1034 000 рублей.

НиссанТеана изначально дороже (от 969 000 руб.), но и предлагает больше. А выложив 1 090 000 рублей за комплектацию «Лакшери», вы получите кожаный салон, ксеноновые фары и камеру заднего вида. Так что по соотношению цена-оснащение «Ниссан» выглядит более выгодным приобретением.
Зато «Шкода» дешевле в содержании. Обратите внимание: ее КАР, то бишь суммарные расходы на 1 км пробега, почти на два рубля меньше. Все потому, что ТО в течение 60 000 км стоит 35 900 рублей, у «Теаны» - вдвое дороже. Кроме того, владелец чешского авто сможет сэкономить 2400 рублей в год на транспортном налоге. Наконец, за три года «Суперб» теряет в цене не больше, чем его японский соперник.

Шкода Суперб, пожалуй, наиболее талантливая модель бизнес-класса: даже за большие деньги вы вряд ли найдете автомобиль с таким набором достоинств. Отличный мотор, безупречная эргономика, увлекательная управляемость, воистину представительский комфорт на диване, огромный и удобный багажник – «Шкода» подойдет как для азартного водителя и заботливого семьянина, так и на роль персонального транспорта.

Возможности «Теаны» не столь многогранны. Каким бы солидным и большим ни выглядел японский седан, он печется исключительно об удовольствии своего хозяина, делая упор на уют и комфорт.