Рецепт хот-хэтча прост: берем серийную малолитражку, втыкаем мо-гор потолще, доводим до кипения - и наслаждаемся результатом. Первый «Гольф GTI» со 110-сильным двигателем (в нынешнем, шестого поколения, уже 210 «лошадок») появился 35 лет назад и вскоре стал законодателем мод в этой дисциплине. А «Мазда»? В те времена японцы выпускали уже четвертое поколение модели «Фамилия», не имевшей заряженной версии.
«Мазда» изумила поклонников в 2006 году, когда представила один из самых мощных и быстрых хэтчбеков - «трешку» с индексом MPS (Mazda Performance Series). Нынешнее поколение оснащают тем же 2,3-литровым турбомотором о 260 «лошадях», эти машины продолжают претендовать если не на лидерство, то на подиум в классе. Итак, кто кого: умудренный опытом «Гольф GTI» или молодая, но уже заслужившая право на поединок «Маз-да-3 MPS»?
«Гольф» - это сдержанность. Проявляется она во всем, начиная с внешности: с ходу отличить заряженную версию от обычной сможет разве что фанат «джи-ти-ай». Ювелирной изящности биксеноновые фары, красная отметина на радиаторе да шильдики - вот и все, на чем остановится взгляд. Внутри то же: сдержанность интерьера знакома по гражданским модификациям, отличия - в нюансах вроде накладок на педали, передних кресел и усеченного руля. Сиденья великолепны! Во-первых, цепкие, но не отталкивающие избыточной спортивностью. Во-вторых, электрифицированные. В-третьих, любой найдет в них удобную посадку (впрочем, это согласуется с общей концепцией эргономики). Сложно навскидку вспомнить более удобный автомобиль даже классом выше! При правильной посадке с опущенной подушкой сиденья и практически вытянутыми ногами все органы управления под рукой.
Обзор ничто не перекрывает. Автомобиль воспринимаешь каждой своей клеточкой!.. Но с первых километров по городу понимаешь: аппарат хоть и заряженный, но настройки гражданские; плотная, однако сохраняющая комфорт подвеска не пасует перед спндбрейкерами, с шинами 225/45R17 не вздрагиваешь перед ямами. Со столь редкой для горячих хэтчбеков автоматической трансмиссией DSG забываешь о дерготне в заторах, в меру острый руль (три оборота от упора до упора) с размытым «нулем» и вовсе расслабляет.
«Мазда-3 MPS» - другой коленкор. Внешних отличий от серийных «трешек» побольше: здоровенная «ноздря» интеркулера в капоте, развитое антикрыло, два большущих патрубка выхлопной системы. Тут и без логотипов, что на бампере и багажнике, не усомнишься ни на мгновение: серьезный аппарат! Интерьер с двухъярусной панелью (что-то подобное у «Хонды-Сивик») необычен и сам по себе, а тут еще руль и сиденья простеганы красной нитью, алым отливают декоративные пластиковые панели. Сидеть не столь комфортно, как в «Гольфе»: боковая поддержка слабовата, спина жаждет поясничного подпора. Но в целом - на твердую четверку!
Трогаясь, «Мазда» заскакала как мяч. Что за сцепление?! Я готов простить тугой привод: все-таки 380 Нм достойны того, чтобы сделать лепестки корзины пожестче. Но почему оно схватывает резче, чем даже на тюнинговом «Эво» с керамикой, причем на последней трети хода и внезапно? Из-за такой особенности плавно переключаться не всегда получается даже на ВЫСШИХ передачах. Нет, ребята, это не спорт!
А настройки шасси? Низкопрофильные шины 225/40R18 выискивают каждый закатанный в полотно камешек, подвески услужливо передают информацию о его размерах дальше, на кузов. Выехать за город? Увольте: здесь «убить» колесо проще простого, а запаски нет - лишь ремкомплект. Хотя, казалось бы, ничто не мешает затолкать в нишу полноценную запаску - размер позволяет. Но нам она, хвала высшим силам, не понадобилась: дорога до трассы «Смоленское кольцо» - одна из лучших в России. Однако «Мазда» и на шоссе норовила дерзить, когда попадала в асфальтовые колеи и вынуждала крепче сжимать руль, особенно при разгонах и торможениях на неровностях.
Синоптики в кои-то веки угадали с погодой, хотя мы предпочли бы другой прогноз: проливной дождь не просто смыл с автодрома весеннюю пыль, а местами образовал пруды. Совсем скоро «Смоленское кольцо» примет отечественные и зарубежные гонки, к тому времени на трассе уже сделают водоотлив, поребрики и окультуренные зоны вылета. Вез них мы осторожничали, а в зачетных кругах уповали лишь на квалификацию тест-пилотов Олега Петрикова и Александра Сотникова - даже они, мастера спорта, предпочли не отключать систему стабилизации. «Гольф GTI» после первых кругов вынудил делать поправку на изношенность задних шин: за 15 тысяч пробега их, похоже, изрядно пожгли - и механики попросту перекинули колеса с одной оси на другую.
В целом чувствуется, что «Гольф СП» не спортсмен, а физкультурник. Мотор ровно тянет во всем диапазоне, преселективная коробка мгновенно, с сочными перегазовками меняет передачи, в связках поворотов автомобиль изрядно кренится, переваливается с боку на бок. Результат - 2 минуты 14 секунд на круге. С учетом потертых покрышек и «пи-агары» на автодроме - очень даже неплохо. Помнится, 240-сильный соплат-форменный «СЕАТ-Леон Купра» в более выгодных условиях проехал всего на 2,5 секунды быстрее.
Самая серьезная претензия к «Мазде-3 MPS» и на кольце та же - сцепление. Только после десятка кругов пообвыкся и научился подгадывать момент смены передач. Но все равно нет-нет да и ошибался. В остальном же «эмпээска» - песня! Великолепный мотор проявляет ровный «атмосферный» характер, от него хочется разве что чуть больше отзывчивости на «верхах». Момент включения турбокомпрессора не чувствуешь: ускорение наваливается па тебя во всем рабочем диапазоне оборотов. Настроение поддерживает и четкий, в меру короткоходный механизм коробки, а рычаг сам прыгает в ладонь, слетающую с налитого тяжестью руля. Жесткая, собранная подвеска и отличные шины позволяют пилоту направлять «Мазду» вслед за взглядом и нанизывать одни поворот за другим. В итоге лучший круг просвистели за 2 минуты 11 секунд.
Победа? На кольце - да. Но только на гоночной трассе «трешка» MPS сможет полностью раскрыться. Родоначальник же жанра хотя и уступил (и по секундомеру, и по ощущениям) перформенсной «Мазде», но... Расшифруем-ка аббревиатуру GTI: первые две литеры - не что иное, как сокращение от Gran Turismo, «большое путешествие». А в дальний вояж куда приятнее отправиться на «Гольфе».