Автомобили в этом тесте хоть и малого класса, но все-таки больше, чем средства передвижения. Для успеха они должны обладать той искрой, которая заставляет глаза покупателя светиться, как у ребенка перед витриной магазина игрушек. Итак, соперниками успешной на российском рынке «Мазды-2» станут новички - «СЕАТ-Ибица» и «Форд-Фиеста».

СЕАТ уже именем претендует на отрыв - от «Ибицы» так и веет средиземноморским бризом и летним отпуском. А чего стоит цвет! И эти причудливые грани на боках! Не красавица, но особа весьма обаятельная. Вслед такой оборачиваются, чтобы оценить все прелести фигуры. Гм, с фонарями, пожалуй, поскромничали. А что внутри? Кажется, она на меня обиделась. За руль так просто не пускает - выставила порог и норовит оставить отпечаток на брюках. Встреча в салоне тоже прохладная: передняя панель начисто подчинена функциональности. Как будто сначала определили расположение всех ключевых кнопок и дисплеев, а потом постарались поизящнее обернуть все в пластмассу. Получилось добротно, но без фантазии. Управление светом, подрулевые рычаги, характерный профиль кресла - все то ли немецкое, то ли чешское. Одним словом, замешано на фольксвагеновском тесте. Разве это плохо, спросите вы? Вовсе нет, но ведь мы в отпуске, не так ли? А значит, нет места галстукам, да здравствуют шорты!

Сеат Ибица досталась нам с 85-сильным двигателем, так что ждать от нее подвигов было бы наивно. Но она держится молодцом: охотно вытягивает с низких оборотов и честно напрягает все кубики мотора на обгонах. Типичные черты моделей концерна, конечно, выдают себя: довольно размашистый, хотя и с отличной избирательностью механизм переключения передач и под стать ему длинноходная педаль сцепления. Но что с тормозами? Раннее срабатывание ABS, сопровождаемое сильным барабанным аккомпанементом и провалами педали, - упереться в бампер впереди едущего как-то не хочется.
На зимней дороге придется осторожничать и с рулем. Он чрезмерно легкий, и усилие не прирастает сколько-нибудь существенно с набором скорости. Отсюда риск выйти за границы безопасного вождения и неуверенность на высоких скоростях, тем более что система стабилизации не предусмотрена. Да еще эти 17-дюймовые шины дергают руль из рук в асфальтовых колеях и не добавляют комфорта.

СЕАТ стоически держит удары дорожного полотна, оберегая подвеску, но пассажирам от этого не легче: кажется, в салон проникает каждый стык, а колдобина покрупнее пробивает... до копчика. И все это под эхо гулкого кузова: когда-то в юности похожего объемного эффекта звучания добивались от электрогитары - ночи напролет паяли примочки-ревербераторы. Зажечь на этой «Ибице» на сей раз не удалось. Машина прогнозируема до зевоты, невзирая на малахольное рулевое управление и особенности ABS. Все это вместе со скучноватым салоном охлаждает не хуже, чем прайс-лист на погружение к кораллам Красного моря в разгар сезона. А может, ну его? Может, достаточно ухоженного пляжа? И солнца... цвета «Ибицы»?

Мазда-2 безупречна с точки зрения породы. За горячей внешностью прячется неоднозначный интерьер. Неоспоримый плюс - самый просторный задний диван, на котором двое рослых пассажиров могут ехать долго, не жалуясь. Однако налицо стремление к экономии: случись резкий маневр, держаться не за что - ручки не предусмотрены. А пластмасса торпедо гулкая и жесткая, будто задубела на 20-градусном морозе.
Водителю не понравится сиденье с короткой подушкой и бесформенной спинкой, регулируемая лишь по высоте рулевая колонка и климат-контроль, показания которого не выводятся на дисплей. На ходу Мазда-2 тряская и звучная: то мотор солирует, то шины поют, то литаврами вступает камнепад в колесных арках. Прямо-таки автомобиль-оркестр!

С управляемостью дела тоже обстоят неоднозначно. С одной стороны, привод акселератора, рулевое управление и коробка так и подстегивают ехать быстрее. По-японски короткие, но понятные тормоза, непривычно, но удобно расположенный коротокоходный рычаг механики и хваткий, без изысканных приливов руль близки к совершенству. Хорош и 103-сильный двигатель: отзывчив и готов к покорению красной зоны. Но, с другой стороны, настройки шасси рано или поздно умеряют пыл.

Помнится, во время прошлого теста, летнего, «двушка», не оснащенная стабилизацией, так и норовила уйти в резкий занос при езде на грани. С этим экземпляром номер не пройдет: электроника осадит своенравную заднюю ось задолго до опасной ситуации. Но если ее отключить, летние ощущения повторятся, да еще с поправкой на сезон. Глубокий занос - привыкнув к такому поведению, его можно вовремя парировать. Только вот «Ибица» с ее «пустым» рулем на выходе из ледяного виража ведет себя не в пример спокойнее.

Не требуйте от этой кошки собачьего послушания, и все сразу встанет на свои места. Мазда-2 никогда не подаст лапу и не подставит голову под ошейник. Она всегда будет гулять сама по себе.

Форд Фиесту готовили к покорению планеты с рождения. Автомобиль задумывался как «глобальный»;
в планах «Форда» не только Европа, но и Америка, что само по себе интересно -ведь за океаном не больно-то жалуют машины малого класса. Итак, что требуется для успеха в мировом масштабе? Прежде всего, правильная внешность: без пошлой крикливости, но и не слишком скромная. У дизайнеров «Форда» получилась достойная младшая сестра « Фокуса» - с миндалевидными глазками и бойким профилем. «Девушка, не подскажете, где находится нофелет»? Справедливости ради отмечу, что Форд Фиеста нам досталась в весьма богатой комплектации. Тут не только легкосплавные диски, но и хром по талии, и блестящие раструбы противотуманных прожекторов. Даже массивные дверные ручки создают иллюзию общения с солидной машиной. Дверь за мной захлопывается с приятным глухим звуком. Все только начинается...

Если не смотреть в зеркало заднего вида, то недолго и забыть, к какому классу относится «Фиеста». Массив передней панели, из которого на вас смотрят инопланетные глаза приборов; блестящая окантовка-бабочка вокруг воздуховодов и кнопок аудиосистемы; отменные материалы и точная сборка. Бордовый пластик в цвет кузова тоже встретишь нечасто. Что же, по одежке «Фиесту» встретят на ура, но Мисс мира должна еще обладать... эрудицией.
«Фиесту» и тут не получится застать врасплох. Она готова не только поддержать неторопливую беседу, но и блеснуть юмором. Неспешная езда на «Форде» приятна благодаря хорошей тяге 120-сильного мотора с отличным тембром, ненавязчивому шороху шин и, как правило, хорошей плавности хода. Исключения из правил возникают, когда особа попадает в неблагополучный квартал - не готова «Фиеста» к тому, чтобы калечиться на плохом асфальте. Правда, за несколько сотен километров пробои случились лишь пару раз.

Быстрая езда на «Форде» - сплошное удовольствие. Посетовать можно разве что на узкую спинку цепкого сиденья: крупному дядьке в зимней одежде тут тесновато. Да и штурвал с характерными приливами в положении «без десяти два» при активном рулении - на любителя.
Но цепляться к мелочам, право, не хочется! Привод коробки передач точен, тормоза эффективны и интуитивно понятны с первых секунд, двигатель с готовностью выходит на максимальные обороты и моментально реагирует на педаль газа. Еще бы более естественное усилие на руле - и хоть не вылезай с полигона. Наслаждайся, проходя повороты в скольжении! Именно эта искусственность на руле заставляет держать пусть маленькую, но дистанцию между «Фиестой» и вами.