Грязь, слякоть и бесконечное мытье стекол закончились ближе к Вологде, вместе со стремительно накрывающим нас холодом. К утру термометр «Фольксвагена-Поло» показал -28 °С. « Лада-Приора» (универсал только что пополнил редакционный парк) отчитался о минус тридцати. Ну а «Рено-Сандеро», не имея встроенного градусника, сохранял хладнокровие. К слову, электронный бытовой термометр, оставленный на его передней панели для контроля, за ночь замерз насмерть. Автомобили, да и мы, оказались не готовы к неожиданно нагрянувшему климатическому испытанию (прогноз не обещал мороза): грязные кузова, сумки в салонах, зачехленная измерительная аппаратура. И уже после первой ночевки завелись машины по-разному.

Путешествие к границам трех славящихся зимним холодом регионов - Вологодской и Архангельской областей и Республики Коми - сложилось весьма удачно, причем не только по части низких температур. На отрезке между Тотьмой и Великим Устюгом мы отказались от услуг навигаторов. Приборы путались в очень приблизительных картах, явно составленных на скорую руку. Им невдомек, что бывшие лесовозные дорожки, едва обозначенные на схемах тоненькими линиями, уже превращены в неплохие шоссе. Причем куда более свободные и ровные, чем наезженный маршрут через Кострому и Никольск.
Автомобили не только хорошенько проморозились, но и протряслись, порадовали или немного огорчили ездовыми возможностями. На выезде из Москвы только и разговоров было о неудобной посадке водителя и слишком вялом, необкатанном моторе новой, с иголочки. «Приоры». В пути получил свою долю критики и фаворит «Фольксваген-Поло» с его, как выяснилось, не очень приспособленными к плохим дорогам подвесками и ABS. Тем временем «Рено-Сандеро» спокойно набирал очки.

Сначала при -28 °С у нее не открылись двери. Центральный замок безупречно выполнил команду, причем несколько раз кряду, потому что выпуклые кнопки на брелоке «Приоры» испуганно срабатывали не только от прикосновения, а, казалось, от одного осуждающего взгляда на эту несуразную конструкцию. Выяснилось, что замерзли ограничители всех дверей, вернее, то, чем они были смазаны. Острословы тут же придумали версию о специальной подготовке автомобиля для Арабских Эмиратов. Потом «Приора» секунд пятнадцать-двадцать прочихивалась, ни в какую не желая оживать. Со второй попытки подзуживаемая педалью газа машина начала выбрасывать клубы серо-черного дыма. «Хорошенькое начало», - не подумав о последствиях, ляпнул кто-то из нас. И оказался прав: лишь когда температура поднялась до -26 °С, «Приора», наконец, завелась быстро и без проблем. Но все остальное время при -28...-29 "С мы каждое утро наблюдали примерно ту же картину. Сначала раскачивание дверей, затем эмоциональные комментарии в адрес невпопад сработавшего брелока, ну а потом долгое жужжание стартера. Мотор, как правило, оживал не с первой попытки - обычно со второй, а иногда и с третьей.
Пара российских иномарок смотрела на грянувший холод с явным пренебрежением: дескать, не тот градус, отогреем стекла - и вперед. «Сандеро» после первой же ночи на морозе быстро провернул застывшие механизмы и бодренько затарахтел двигателем. Потом он ни разу не изменил своей манере пуска.
«Поло» выбрал несколько иную тактику: еще в Москве вдруг стал капризничать, с явной неохотой реагируя на включение стартера. Проверка аккумулятора на предмет утечек ничего не выявила. Поэтому перед пробегом на всякий случай досрочно поменяли масло (5W30), проверили свечи зажигания и... При первом низкотемпературном пуске он поначалу едва-едва проворачивал коленвал - захотелось сразу же достать провода и «прикурить» от соседей. Но через несколько секунд «Фольксваген» раскрутился и тут же стабильно заработал на прогревочных оборотах. Ситуация повторялась почти каждый раз, как только на термометре оказывалось -28 °С. Был даже момент, когда автомобиль не завелся с первой попытки (10-15 секунд достаточно медленного вращения стартера), но мгновенно подхватил во второй. Словом, по надежности и удобству пуска «Сандеро» - лучший, «Поло» - стабильный, но с капризами, ну а « Лада-Приора» непредсказуема.

Похоже, для автомобилей этого класса легкая прохлада в голове и тепло в ногах почти недостижимы, по крайней мере в комплексе. По отдельности все возможно, иногда даже с избытком. « Рено-Сандеро» - самый шустрый по части прогрева салона (см. графики). Однако в движении требования к системе отопления и вентиляции, точнее, к распределению потоков воздуха, заметно меняются. Здесь главное - не отогреть, а правильно смешать потоки, чтобы обеспечить нужный комфорт всем частям тела. Увы, как ни крути в «Сандеро» рукоятку направления потоков, в морозную погоду начинает затягивать боковые и ветровое стекла (положение «всё в ноги»). Переводим ручку в положение «голова-ноги» - теперь избыток тепла скапливается под потолком, в головах водителя и пассажиров. Жить с этим, конечно, можно, но в дальней дороге утомляет.
«Поло» в этом смысле заметно удачнее, хотя по динамике прогрева салона куда медленнее. Но и в «фольце» чувствуется переизбыток тепла вверху. Правда, играя распределением потоков и температурой, все же удается подобрать более-менее приемлемый микроклимат. Невзирая на мелкие придирки, соглашаемся: именно «Фольксваген» в этом смысле наиболее правильный.
В «Приоре» с ее могучей печкой, доморощенным, но все же «климатом» (есть даже режим «авто», не влияющий, правда, на положение воздушных заслонок), когда за бортом под минус тридцать, верхнюю одежду лучше не снимать. В салоне, словно в заметенной снегом избушке, заунывно свистят сквозняки из-под уплотнителей. Продувает так, что водитель на левое плечо (а пассажир - на правое) накидывал теплые вещи. Какие там правильная посадка, хват руля, безопасность, когда, сидя за рулем, все время поджимаешь левую ногу: ее буквально сковывает морозец, втекающий через щели в салон. Правый ботинок тем временем готов треснуть от жара (печка-то работает вовсю), на центральном тоннеле впору заваривать чай без кипятильника. Зато уложенная в бардачок бутылка воды от ледяного дуновения улицы превратилась в монолит уже через полтора часа езды. Позор! Тут уж не до сравнения с соперниками. Остановившись на несколько минут и глядя, как мгновенно оттаивают все стекла, сразу понимаешь, сколько тепла выходит наружу через многочисленные щели!

Широкие, неплохого качества, хорошо вычищенные северные дороги, на которых лишь иногда возникают наморщенные участки. Тут приходится интенсивно тормозить, шарахаясь от ям и колдобин. А потом опять свободные длинные перегоны, где средняя скорость колонны легко подлетает к сотне. Места здесь сумасшедшей красоты. Деревеньки и редкие города в морозном мареве выглядят просто сказочными поселениями, особенно на закате. А как на этом фоне смотрятся наши автомобили?
«Фольксваген-Поло». Чем зажиточнее города (скажем. Котлас или Коряжма), тем больше этих пока еще редких даже в Москве автомобилей. Они - как показатель уровня жизни, как барометр стабильности. И не зря.
Классная посадка, удобные регулировки и эргономика, вместительный салон - в «Поло» совершенно не устаешь. Правда, требуется немного привыкнуть к некоторым индивидуальным особенностям, например тесноватому для входа в зимней одежде дверному проему, нерегулируемой подсветке приборов, невзрачной кнопке, обнуляющей показания маршрутного компьютера. А в целом все очень симпатично, а главное - продуманно. Конечно, двигатель «фольца» звезд с неба не хватает. На низких оборотах (1200-1500 об/мин) порой проводит очень резкую границу между «едет» и «не едет». Но на трассе удобен и экономичен. Эту идеологию отражает большинство свойств автомобиля: акустический комфорт, управляемость, тормоза и плавность хода. Настройки добротны, но не идеальны. Подвески хороши на мелких неровностях, с которыми «Поло» справляется почти безупречно. Но стоит появиться пологим волнам, как возникают заметные колебания кузова. Ну а когда начинается настоящая полоса препятствий, свойственная российской глубинке, понимаешь: «Поло» здесь не боец. Невысокая энергоемкость, небольшие ходы подвесок делают машину довольно уязвимой на серьезных неровностях, заставляют резко снижать темп. На плохих дорогах слишком рано срабатывает ABS. Пытаешься тормозить перед неровностями, а антиблокировка уже вовсю стрекочет, растормаживая колеса и лишая возможности нормально управлять замедлением.
« Рено-Сандеро». Этот уступает «Поло», прежде всего, в качестве ощущений. Неплохое, но слишком уж простецкое водительское сиденье с откровенно неудобной регулировкой по высоте, подчеркнуто спартанская обстановка, спрятанные от глаз тумблеры подогрева кресел, блеклые приборы, менее внятное управление коробкой передач. Сцепление схватывает в самом конце хода педали, а вкупе с немного задумчивым при небольших нажатиях акселератором оно превращает процесс троганья в событие, к которому необходимо заранее готовиться.
Мотор тоже вяловатый на низах, зато на средних и высоких оборотах он определенно веселее фольксвагеновского. Тормоза хорошо ведут себя на любом покрытии. А уж подвески «Сандеро» - настоящий пример для подражания. Жесткие и упругие на мелочовке (где «Поло» выигрывает), они приятно удивляют защищенностью на самых коварных неровностях. Там, где на «Фольксвагене» под лязг ограничителей сбрасываешь ход. «Сандеро», как упругий мячик, пролетает над ямами и колдобинами. Высший класс!
«Лада-Приора». Да, отечественный автопром тоже меняется. Но - как? Если взять появившийся на «Приоре» датчик дождя или автоматическое включение света фар, не говоря уже о «климате», просто гордость берет за родную промышленность! Эх, сюда бы еще обещанную систему ГЛОНАСС - и в данном ценовом сегменте мы будем точно вне конкуренции!
Потом, ломая ногти и рукоятки, начинаешь мучительно устраиваться на передних сиденьях, чей продольный диапазон перемещения примерно вполовину меньше, нежели у конкурентов. Здесь возникает первый вопрос: почему? Может, иногда стоит позабыть о высоких технологиях и малую толику охотно выделяемых государством миллиардов потратить на дешевое, но удобное кресло или, скажем, на эргономику интерьера, до сих пор не приспособленного для мелких вещей и бутылок с водой? А заодно оснастить надежными уплотнителями и шумоизоляцией. Недостатки тем более обидны, что есть неплохой двигатель (ничем не хуже, чем у соперников), приличные тормоза, а также пусть слишком жесткие, но способные противостоять самым серьезным препятствиям подвески. Есть даже не очень внятная, на троечку, но все же управляемость. А вот главного - способности автомобиля конкурировать в целом, увы, нет.

Как же непросто сделать выбор... Если привычно заполнить протокол экспертной оценки, выбор лидера будет однозначный. Да и большинство водителей, принявших участие в этом пробеге, оказались единодушны: лучший -«Фольксваген-Поло». Он в дальней дороге удобнее и комфортабельнее. И даже те недочеты, с которыми мы столкнулись, сути дела не меняют. Но по большинству житейских критериев (за исключением разве что топливной экономичности) лидировал «Рено-Сандеро». Он и заводится легче, и салон прогревает быстрее, не говоря уже об отличном свете фар и куда лучше приспособленных к нашим условиям подвесках. Тем более что в этом споре участвует еще и такой фактор, как цена, явно разделяющая потенциальных потребителей «Сандеро» и «Поло».
Что же касается третьего участника, его последнее место не повод для обид (дескать, не любим отечественное). Просто очень хочется, чтобы «Лада-Приора» стала, наконец, настоящим автомобилем. Пока ей до этого далеко.