Повезет или не повезет при покупке подержанного автомобиля, - это всегда большой вопрос. И никаких гарантий вы не получите даже если пройдете полную диагностику всех систем и агрегатов, что в ближайшее время вам не придется вновь обратиться на станцию техобслуживания. К тому же не все покупатели торопятся проводить диагностику автомобиля до покупки, веря на слово продавцам, а некоторые автосалоны и вовсе не собираются сдвигать машину с ее места в павильоне.
Уверяется, что пробег 50 тысяч километров на 10-летнем автомобиле – абсолютно реальный, российских дорог она не видела, и «ездила женщина», причем только по выходным и только по хорошим дорогам. Многие доверчиво заглатывают эту информацию. И попадают на капремонт ходовой части, полную ревизию подвески, проблемы с электрикой. То есть то, о чем продавец вполне мог умышленно умолчать, и по понятным причинам покупатель остался в неведении. При этом никаких последствий не грозит ни частному продавцу, ни автосалону – особенно если, как это часто практикуется, покупатель машины написал расписку о том, что «претензий не имеет». Но в ближайшее временя ситуация на рынке подержанных автомобилей может резко измениться.
Этот вопрос поднял президент Дмитрий Медведев. Президент России внес на рассмотрение Госдумы изменения в Гражданский кодекс, одна из которых напрямую касается всех автомобилистов, которые собираются продать или купить машину с пробегом. Речь идет об институте заверения об обстоятельствах. Из этого следует, что заключив определенный договор (например, договор купли-продажи автомобиля), обе стороны несут полную ответственность за все «подводные камни», которые могут помешать исполнению этого договора. «Сторона, которая при заключении договора или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или для его исполнения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию), обязана возместить другой стороне, разумно полагавшейся на соответствующие заверения, причиненные этим убытки. Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует возмещению убытков, причиненных недостоверностью заверений. Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, считала или имела разумные основания считать, что другая сторона будет на них полагаться», - говорится в п.2 ст. 431 проекта ГК РФ. Как этот закон будет работать на практике, а не на бумаге, на сегодняшний момент затрудняются сказать даже автоэксперты.
Потому что в случае с продажами машин может дойти до абсурда: когда продавец вынужден будет возмещать убытки за ремонт, о необходимости которого он не подозревал, или за неисправность, которая случилась уже после диагностики, показавшей, что автомобиль на данный конкретный момент полностью исправен. Депутаты уже называют новый кодекс революционным, споры по этому вопросу могут оказаться очень жаркими. Но, скорее всего, закон будет принят, не претерпев особых изменений. «Документ непростой. Напомню, что мы принимали Гражданский кодекс, все его четыре части в течение практически десяти лет.
Этот законопроект касается довольно большого массива институтов гражданского права, включая институт юридических лиц, право собственности, целый ряд других институтов, имеющих прямое отношение к жизни наших граждан и к работе российских и иностранных компаний. То есть, иными словами, он касается практически всех вопросов имущественных отношений, существующих в нашей стране», - рассказал Дмитрий Медведев. А глава Минюста Александр Коновалов, в свою очередь, заявил: «Это (поправки в Гражданский кодекс) то, что реально назрело. Поэтому мы убеждены в том, что принятие этого законопроекта и доведение его до реализации отвечают интересам страны». Большая часть поправок, прописанных в законе, по всей видимости, вступят в силу уже 1 сентября.