По крайней мере в двух регионах России – Московской области и Республике Татарстан – могут быть введены алко-замки. На подобную инициативу регионы пошли совместно с Российским Союзом автостраховщиков (РСА). Делегации побывали в Швеции – самой передовой из стран, борющуюся с пьянством водителей. Там, к примеру, существует правило, согласно которому нетрезвый водитель может избежать лишения прав, если добровольно согласится на установку алко-замка (стоимость установки около 2000 евро). В этом случае ему выдаются временные права, с которыми водитель должен отъездить два года, каждые три месяца проходя специальную комиссию, где с прибора будут сниматься показания.


Конечно же, шведы пытались вскрывать такие устройства, но при нарушении работы прибора автомобили переставали заводиться. А если машина была снабжена спутниковой системой навигации, он еще и сообщал о том, что алко-замок подвергся попытке взлома… Вот такой опыт должен быть введен в Подмосковье и Татарстане. Кстати, в Татарстане уже постановили: алко-замки будут устанавливать на весь общественный транспорт и на школьные автобусы. До чего мы дожили... Вас не кольнуло?.. Вдумайтесь: в алко-замки будут дышать водители, которые ежедневно в ответе за судьбы тысяч пассажиров, в том числе и детские. Значит, в области пассажирских перевозок, есть вероятность того, что водители могут обманывать обязательный врачебный контроль перед сменой или «заливать глаза» на рабочем месте?! Еще раз напомню: это не водители маршруток, это водители общественного транспорта и школьных автобусов. Где вообще не допустимы факты нахождения за рулем в нетрезвом состоянии! Без особых последствий

Это ДТП случилось в Царицино в обычный осенний день. Девушку, переходившую с ребенком через дорогу – на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу! – сбил 29-летний водитель Toyota RAV4. Свидетели происшествия уверяют, что женщина уже заканчивала переход, когда водителю загорелся зеленый сигнал светофора. И внедорожник, сорвался с места вывернув в левый ряд. Увидев перед собой препятствие, водитель не успел затормозить… В итоге девушка скончалась до приезда скорой помощи, а ее трехлетний сын попал в больницу. Двое детей остались сиротами. Как выяснилось, сидевший за рулем парень работал семейным водителем и в момент совершения ДТП вез куда-то свою 56-летнюю хозяйку. Но самое важное: выяснилось, что за семь лет своего водительского стажа водитель много раз грубо нарушал правила дорожного движения. И всегда без особых последствий. Средства массовой информации едины в своем благородном гневе: мол, теперь-то он не уйдет от ответственности. Возникает вопрос: а почему до этого уходил? И кто именно из людей в погонах, в судейских мантиях виноват в том, что нарушитель-рецидивист столь длительное время оставался за рулем вплоть до того момента, как убил человека? Еще один пример, годичной давности. На одной из улиц Владимира, был сбит чемпион

олимпийских игр по лыжным гонкам, Алексей Прокуроров. Спортсмен погиб на месте. За рулем "восьмерки" находился 22-летний Юрий Мацора. Как выяснилось, личность хорошо известная местным гаишникам. С момента получения прав парня много раз привлекали к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. За убийство Мацора получил всего 4 года и 9 месяцев. Заметим, что и сам он, и его семейство считает приговор несправедливым: молодому человеку было бы проще в очередной раз заплатить 5000 рублей… Прямо в зале суда мать Юрия пригрозила вдове убитого ее сыном человека расправой - мол, с этого дня ты спокойно спать не будешь… А два года назад нетрезвый слушатель высшей школы ФСБ Александр Г., управляя Volkswagen Passat, врезался в Skoda Octavia. В результате у «Шкоды» практически оторвало задний мост, а «Фольксваген» врезался в дорожный столб. Девушка, сидевшая в машине получила серьезную травму – разрыв почки. Но приехавшие на место ДТП друзья курсанта увезли ее с подругой подальше от места аварии – и просто высадили на обочине! Девушка самой пришлось добираться на такси домой, откуда ее едва успели довезти до больницы. В «послужном» списке Александра до этого ДТП числилось больше десятка различных серьезных нарушений – вплоть до управления авто в пьяном виде. Однако сразу после аварии упоминания о всех нарушениях из базы данных ГИБДД пропали. А пока велось следствие, в базе ГИБДД появились записи о новых нарушениях, совершенных уже на другом автомобиле. Ну, а через два года дело вообще закрыли за сроком давности. Приходим к выводу: доля ответственности за совершенное лежит и на тех, кто или покрывал, или не наказал. С кем не бывает?

Возможно даже, что кто-то будет бравировать тем, что неоднократно задерживался и неоднократно откупался. Но, извините, а что в этом героического?

В конце смутных 90-х одно популярное издание «для молодежи» на одной из своих страниц, посвященных закону и правопорядку, опубликовало комментарий известного в то время адвоката – 10 способов уйти от ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Вот такая выстраивается цепочка: одни учат, как уйти от ответственности, другие кичатся тем, что постоянно его нарушают закон, третьи – покрывают нарушения. Между тем статистика такова: на дорогах России ежегодно гибнет население небольшого города с населением 30 тысяч человек.

Напомним, что за 10 лет войны в Афганистане СССР потерял – 15 тысяч солдат и офицеров. А в России на дорогах за год погибает почти в два раза больше! Пик пришелся на 2002 год – 35 тысяч погибших, свыше 200 тысяч раненных. И каждый четвертый – жертва нетрезвого водителя. Пьяные за рулем убивают 7-8 тысяч человек в год. Согласно уголовному кодексу, отвечать приходится и за несовершенное преступление. А согласно Кодексу об административных правонарушениях, от несовершенного преступления можно просто откупиться – 15 суток исправительных работ, 5000 рублей штрафа… В худшем – для нарушителя – случае лишение прав. Согласно уголовному кодексу, убийца, на счету которого два-три трупа, может сесть пожизненно. Пьяный

водитель, лишивший жизни двух-трех человек, получит, согласно поправкам в КоАП и УК, до девяти лет. Так как данное деяние рассматривается как преступление, совершенное по неосторожности. Где логика?! Разве человек, вливший в себя бутылку водки перед тем, как сесть за руль, не понимает возможных последствий своего поступка? Причем, как показывает практика, максимальные сроки суды дают крайне редко…

А теперь ответьте на вопрос: изменится ли ситуация на дорогах после введения алко-замков? Убежден, что максимум через неделю-другую после их масштабного внедрения в интернете появятся советы по взлому и отключению замков. Учитывая упрощенную конструкцию авто отечественного производства, это будет сделать несложно. Переломить ситуацию может только коренное изменение федерального законодательства. И в первую очередь – ужесточение наказаний за нарушение ПДД вообще. Наказания должны быть такими, чтобы в принципе не появлялось желание повторить на дороге нечто подобное. Единая база нарушений ПДД, должна быть такой, стереть данные которой не могло бы ни одно лицо, даже высокопоставленное. И инспекторы ГАИ должны иметь он-лайн доступ к этой базе – может, в этом 3G поможет? И, естественно, в данных условиях необходимо снова ввести балльную систему: накопил 15 «штрафных» - лишение прав и пересдача. Однако все это возможно только тогда, когда работа в ГИБДД станет нормально оплачиваться… Или же наказания за взятки будут ужесточены так, что хоть чему-то научат людей в погонах. Пока на все это рассчитывать не приходится. В этом случае останутся без работы и те, кто сегодня готов предоставить «юридическую консультацию» по вопросам задержания в состоянии алкогольного опьянения. Может быть, власти зашевелятся тогда, когда по вине пьяного водителя погибнет кто-то из высокопоставленных чиновников? Как ужасно это ни звучит, но выхода другого нет.