Механик был краток: «Какое масло заливаешь, наше? Тогда извини - ремонтировать не буду. Его не отмыть, как положено, а всех собак потом на слесаря повесят!". Визит на рядовую СТО никак не был связан с темой экспертизы, но брошенная фраза запомнилась мгновенно. Для убедительности мастер охотно показал черную, похожую на мазут грязь в масляном поддоне и на клапанной крышке. Из чего тут же был сделан вывод, что даже такой примитивный продукт, как моторное масло, в России «варить» не умеют.
Насчет примитивности продукта спорить не станем. Наше дело - испытать что-нибудь сугубо отечественное и совсем свеженькое: нужно же верить во что-то хорошее! Выбор пал на «Синтойл» из подмосковного Обнинска, создатели которого бравируют использованием самых современных технологий. Вот и сравним - и не с чем-нибудь, а с продукцией «Шелла»!
Для экспертизы взяли по два масла - минеральное и полусинтетическое. Почему не синтетику? Потому, что основной потребитель отечественных бюджетных масел - это, как правило, небогатый владелец скромной нашемарки, а такие машины дорогими и накрученными продуктами обычно не балуют. Естественно, подобрали аналоги по всем возможным классификациям. Минералка - класса 15W-40, иолусинтетика - 10W-40. По API соответственно SG/CD и SL/CF. Это нормальный современный уровень масел. При этом «шеллы» обошлись нам вдвое дороже российских.
Зачем двигателю масло? Оно смазывает детали, уменьшая силы трения. Кроме того, оно, создавая разделяющие пленки, предотвращает износ. А еще масло моет и охлаждает двигатель. Насколько хорошо - зависит от его качества, которое определяется как свойствами основы, то есть базового масла, так и пакетом присадок, с помощью которых формируют характеристики конечного продукта. Пакеты присадок «масленщики» уже давно не делают сами - покупают их у фирм, специализирующихся на разработке и производстве подобных продуктов. Именно этот факт часто используют в недобросовестной рекламе; мол, мы накупили фирменных присадок, а потому и продукт у нас фирменный! Но вся сложность в том, что основа у каждого масла чаще всего своя. Именно поэтому продукты, совпадающие по классификациям и даже построенные на практически одинаковых пакетах присадок, могут работать по-разному.
Вопросов много. Как отреагирует мотор на замену супермасла более дешевым? Как долго разные масла проживут в полностью идентичных условиях работы на практически одинаковых моторах? Как будут меняться их свойства в процессе работы? Насколько по-разному они моют двигатель и сколько дают отложений? Каков будет износ мотора при работе на разных маслах? А если короче, за что переплачиваем более чем вдвое, покупая дорогое импортное масло, - за громкое имя или за реальные достоинства? Ответ на эти вопросы можно получить только в ходе длительных ресурсных испытаний реальных двигателей. Два аналогичных мотора с примерно одинаковой степенью износа устанавливают на стенды. Естественно, сначала их разбирают, обмеряют и фотографируют. Взвешивают контрольные детали - поршневые кольца, вкладыши подшипников. По изменению их веса судят о скорости износа. Кроме того, взвешивают детали маслоотделителя, который стоит в клапанной крышке. А в масляный поддон монтируют фрагмент радиатора радиоэлектронных схем - ребристую пластину, на которой будут осаждаться масляные отложения. Все это - для контроля моющей способности и склонности к отложениям моторных масел.
Что же в итоге? Вывод первый, патриотический: большой разницы между маслами марок «Шелл» и «Синтойл» на начальной стадии испытаний моторы не почувствовали! При работе на минералке вся разница в мощности мотора, расходе топлива и мощности трения уложилась в погрешность измерений. А на полусинтетике «Синтойл» даже чуть-чуть выиграл у «Шелла» по расходу топлива - двигатель умерил свой аппетит на 2-3%!
Сенсация? Можно было бы ответить утвердительно, но на отработанных маслах картина существенно изменилась. Отработанный «Синтойл» добавил сразу около 10% к расходу топлива, тогда как «Шелл» увеличил расход всего на 3,3%. Впрочем, на полусинтетике все более гуманно - изменение свойств масла «Шелл» мотор практически не почувствовал, а «Синтойл» ухудшил экономичность мотора примерно на 3%. Все это - следствие изменения мощности трения, которая существенно меняется при старении масла.
Что касается моющей способности, с ней все хорошо: двигатель после всех масел остался чистым! Никаких черных битумоподобных отложений мы не нашли. И масса отложений на контрольных весовых элементах в клапанной крышке и масляном поддоне отличалась незначительно - в пределах погрешности измерения. А за моющую способность тоже отвечают пакеты присадок. Но их мы уже похвалили...
Совет прост. Если накатывать за сезон больше 10 тыс. км, «Шелл», конечно, предпочтительнее. А если сезонный пробег сравнительно невысокий, то можно смело применять масла из Обнинска. И в любом случае свежее масло лучше поработавшего.