Современный мир уже невозможно представить без автомобилей, телефонов, мобильных операторов, таких как Биллайн, и прочих благ цивилизации. Однако, учёные по всему миру задумываются над тем, как сделать эти блага не только полезными, но и безопасными для окружающей среды.
Известно, что на данный момент самый безопасный для атмосферы вид транспорта именуется электромобилем. Его история началась ещё в далёком 1841 году. Первый электромобиль представлял собой тележку с электромотором.
Век тому назад в США ещё существовали десятки компаний по производству электрокаров. Электрические автомобили практически ни в чём не уступают бензиновым экипажам, за исключением того, что подзаряжать их довольно сложно. Такой вид транспорта способен развивать скорость до 100 км/ч.
В 1920-х годах в столице США можно было увидеть около 70 тысяч электрокаров, которые работали в службах такси.
Во времена топливного кризиса этот вид транспортных средств получил вторую волну популярности.
А в 2010 году на автосалоне в Женеве ведущие производители представили на всеобщее обозрение электрические и, так называемые, гибридные машины. И многих тогда это заставило задуматься над тем, не помогут ли они улучшить состояние воздушной среды.
Принимая во внимание тот факт, что мировой автопарк увеличился более чем втрое за последнее десятилетие, можно себе представить, насколько сильно он загрязнит окружающую среду в будущем, особенно, если будет продолжать расти теми же темпами. С каждым годом и без того плохое качество воздуха (особенно в городах) становится всё хуже и хуже, и ведёт к проблемам со здоровьем всего населения. Как известно, двигатель внутреннего сгорания сам по себе является мощным источником загрязнения окружающей среды, а с его постепенным физическим износом, количество вредных выбросов в атмосферу становится ещё выше.
Автотранспорт выделяет газообразные, жидкие и даже твёрдые (сажа, копоть) химические соединения, которые наносят непоправимый ущерб окружающей среде.
Оживлённые магистрали, места образования пробок на дороге, пункты технического обслуживания и диагностики транспортных средств, автостоянки – всё это места, подверженные наиболее интенсивному загрязнению, так как двигатели здесь вынуждены работать и в переходном, и в холостом режиме.
Доказано, что выхлопные газы содержат в своём составе более 200 высокотоксичных ядовитых химических элементов, токсичность некоторых из них сравнима с боевыми отравляющими веществами.
К тому же, двигатель автомобиля является мощным источником теплового излучения. Около 60% тепловой энергии, образуемой в результате сгорания топлива, выбрасывается в атмосферу в виде тепла и горячих газов. Из года в год количество автомобилей на дорогах неизменно увеличивается, и негативное влияние на состав воздуха постоянно возрастает.
В середине XX века учёные снова занялись развитием электрокаров, в связи с усилением загрязнения окружающей среды и усилением шума от транспорта с двигателем внутреннего сгорания.
Электромобили широко используются в качестве городского транспорта, так как средний суточный пробег в городе весьма небольшой, скорость ограничена до 60км/ч, а также существует возможность организации сети станций для подзарядки аккумуляторных батарей.
К достоинствам электрического транспорта можно отнести отсутствие газовых выбросов, низкий уровень шума и вибрации, что способствует снижению шумового загрязнения в городе, хорошую управляемость.
Тем не менее, большая масса аккумуляторов, невозможность длительного хранения электрической энергии в батареях, а также довольно сложное техническое обслуживание не позволяют электрическому транспорту занять главенствующее место в системе городских транспортных средств. Кроме того, электромашины опасны из-за угрозы поражения человека электротоком и электролитными жидкостями. Это не красивые номера МТС, которые не имеют недостатков, и не имеют никакого воздействия на окружающую среду.
Целый ряд эксплуатационных свойств, по которым электрокары уступают машинам с двигателями внутреннего сгорания, до сих пор сдерживают дальнейшее развитие этого вида транспорта.
Существуют также и гибридные автомобили, которые начали разрабатываться и внедряться начиная с 1960-х годов. Они представляют собой средство передвижения с комбинированной силовой установкой, включающей в себя дизельный или бензиновый двигатель и электрический мотор.
Однако, гибриды – это не всегда наилучшее сочетание свойств комбинируемых частей. Так, они наследуют перечисленные выше недостатки электрического транспорта, а также машин с двигателем внутреннего сгорания. Существуют у них и некоторые специфические недостатки, к которым можно отнести газовые и тепловые выбросы, зависимость от нефтяного топлива, сложность строения, опасность взрыва или пожара, сравнительно небольшой коэффициент полезного действия.
Известно, что в природе всё взаимосвязано, так что изменение хотя бы одного звена в цепочке экосистемы влечёт за собой количественные и качественные перемены других звеньев. Если рассматривать электрические машины, то с позиций экологии их также нельзя отнести к абсолютно экологически чистому транспорту, так как работа такого транспорта сопровождается электрическим, магнитным и электромагнитным излучениями.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что не существует идеального вида транспорта. Можно говорить лишь о довольно высокой степени экологической чистоты и об изменении характера и видов загрязнений, выбрасываемых в атмосферу электромашинами по сравнению с автомобилями, оснащёнными ДВС.
Это такого рода замкнутый круг, который свидетельствует о том, что однозначного решения того, как можно устранить проблему загрязнения атмосферы, не существует. А это значит, нужно искать другие способы, благодаря которым можно будет оздоровить воздух в населённых пунктах.
В наши дни учёные работают над способами повышения энергетической эффективности использования углеводородного топлива. Они всеми силами стремятся достигнуть такого уровня сжигания., при котором из минимального веса топлива получится максимально возможное количество энергии. Однако, за годы исследований, технология подготовки топлива к сжиганию так и не изменилась, а новые способы так и не нашли внедрения в технологический цикл.
Возможно, будущее и принадлежит электрокарам, однако, для этого им предстоит пройти ещё достаточно долгий путь изменений и усовершенствований.