Керосиновые фонари и простые электролампочки остались в прошлом — нынче в ходу «галогены», «ксенон» и светодиоды. В устройстве фар нет ничего сложного — для формирования направленного луча источник света помещают в фокус отражателя. Так получают дальний свет. Для ближнего достаточно исключить из работы нижнюю часть отражателя, установив под нитью экран. Рифленый рассеиватель завершает формирование световой картины — на дорогу ложится «европейский луч». Черная маска на торце колбы нужна для того, чтобы защитить глаза встречного водителя от ярко светящейся спирали.

Долгое время прогресс сводился к увеличению яркости источника. Пропорционально росли требования к точности его установки — нарушение взаимного положения компонентов системы сводило на нет все усилия конструкторов. Чтобы исключить путаницу и отбить охоту заниматься любительским тюнингом, на каждом этапе использовали оригинальный цоколь.
Отражатель длительное время не трогали — технология производства препятствовала усложнению его формы. И лишь когда в серии наконец-то освоили высокоточное пластмассовое литье, появилось нынешнее поколение фар — со свободной поверхностью. Световой поток у них формируется множеством маленьких отражателей, собранных воедино. Кстати, сразу отпала нужда в рассеивателе — луч прекрасно укладывался в границы без дополнительных помощников. Его место занял защитный пластиковый колпак. Именно удивительная точность «конечного продукта» позволила в очередной раз увеличить яркость источника, использовав газоразрядные (ксеноновые) лампы. Ездить с ними стало еще безопаснее, однако установить их в «неродные» фары не удастся — помешают разные цоколи.

К официальному «ксенону» обязательно прилагаются автоматический корректор и омыватель фар, это знает любой автоэксперт. Впрочем, последний не помешает любой машине. Все чаще встречаются фары, умеющие заглядывать за поворот. Таким образом, признак современного автомобиля — фары со свободной поверхностью отражателя и соответствующими лампами накаливания. Хорошо, если в перечне опций встречается «ксенон» (хотя его установка выводит авто из разряда бюджетных). А вот биксенон (когда суперъяркими лампами снабжены фары не только ближнего, но и дальнего света) нам, скорее всего, не понадобится — при нынешней плотности движения столь ярким дальним светом пользоваться практически негде. Струйный омыватель фар в наших краях, похоже, приживаться будет с трудом — расход недешевой незамерзающей жидкости слишком велик, однако при российской грязи и лени его обязательно надо включать в список допоборудования.
Зачем нужны противотуманные фары, ясно из названия. В хорошую погоду они бесполезны — их световой пучок рассчитан на освещение небольшого «пятачка» перед автомобилем и на скорости выше 40 км/ч безопасности не добавляет. Да и жизнь их обычно коротка — стекла страдают и от летящих из-под колес камней, и от контраста температур, когда, будучи включенными, принимают ледяной душ из лужи. Но в снегопад или сильный туман, когда машина движется с черепашьей скоростью, эти фары позволяют четко контролировать границы дороги и не дают слепящих бликов на водяной пелене. Задние противотуманные фонари упомянем лишь для полноты картины — они включены в базовую комплектацию всех современных автомобилей.

Сдержаннее других в отношении светотехники оказалась Toyota Corolla — в начальной комплектации (494 тыс. руб.) покупателю достается только омыватель фар.
Следующий уровень (603 тыс. руб.) дополнен «противотуманками», а последний (653 тыс. руб.), сверх того, — автоматом включения ближнего света. Ценность его, впрочем, невелика — манипулировать тумблером и без того надо нечасто. Ксеноновых фар, увы, нет ни за какие деньги. Ford Focus третьего поколения продолжил традицию предыдущего автомобиля — опции к нему продают и оптом, и в розницу. Увы, на дешевый Ambiente (от 389 тыс. руб.) это не распространяется: в комплект входят лишь головные фары и набор классической светотехники. Версия Comfort (от 435 тыс. руб.) призывает раскошелиться: за «противотуманки» просят 3900 руб., за омыватель фар — 5 200. Пакет с биксеноновыми фарами обходится в 29800 руб., светодиодные фонари доводят его цену до 31600 руб. А датчик света доступен только в исполнении Ghia (от 498 тыс. руб.) за смешные 800 руб. — расчет на то, что возьмут «до кучи». Картина не слишком утешительная: хотите без опасения ездить ночью, в туман, снегопад и по грязи — приготовьтесь доплатить. Иначе придется рисковать или попросту сидеть дома! Помните, перед выездом необходима комплексная проверка автомобиля, а не только световых приборов.

При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.