На нем ездят военные стран НАТО, папа римский и охрана глав многих государств. Простым смертным такой автомобиль доступен, как правило, из вторых или даже третьих рук. Мерседесовская модель G-класса (Джи-класс, на языке оригинала Г-класс) известна во всех уголках мира, но, пожалуй, только в нашей стране этот автомобиль приобрел имидж поистине культового -непременного героя светской и криминальной хроник. Его покупали главным образом для того, чтобы обозначить свой социальный статус. Технические особенности машины мало интересовали первых владельцев - и так знали, что аппарат сделан на века. Даже изрядно «бывший», он все равно стоит больших денег. А поскольку большинство из продающихся с рук и есть «бывшие», подходить к их покупке следует осмотрительно.
По мнению некоторых сервисменов, надо искать автомобиль-десятилетку. У более древних уже подорванное техническое здоровье, так что на вашу долю выпадет дорогостоящее лечение машины с перерывами на недолгие поездки. В десятилетнем же возрасте аппарат еще не потерял способности без особого надрыва преодолевать пространство, рассекая воздух своими рублеными формами. Передо мною знаменитый «гелик» («гелендюк», «геля», «кубик», «холодильник», «будка») 1999 года выпуска с трехлитровым турбодизельным мотором, автоматической коробкой, кожаным салоном, предпусковым подогревателем «Вебасто», огромным хромированным «кенгурином», заявленным пробегом 164 тысячи километров и ценой... миллион рублей с небольшим торгом.
Окажетесь в такой же ситуации, как я, - не спешите за руль. Начните с проверки документов - престижный автомобиль всегда притягивал к себе джентльменов удачи. Лучше всего выбирать такой вседорожник в крупных автосалонах, которые могут гарантировать, что машина не числится в угоне и не проходит по другим сомнительным делам. Не расстраивайтесь, если предыдущих владельцев окажется, как в моем случае, несколько - это плата за имидж марки. Первые хозяева, конкретные парни, выкладывали за машину астрономические суммы исходя из соображений престижа, вы же покупаете ее как достойный, породистый вседорожник. Вот и выходит, что до своей целевой аудитории «гелик» доезжает с третьей-четвертой попытки.
От документов - к машине. Осмотр начинаем с кузова. Он отлично сопротивляется коррозии, даже не будучи оцинкованным. Номер на раме читается без труда - одной головной болью меньше. Самый очевидный кузовной дефект для этой модели - коррозия рамки ветрового стекла. Есть таковая на этой машине или нет, не проверишь: джип полностью обтянут черной матовой пленкой в угоду нынешней моде. Кстати, предыдущий владелец изрядно потратился на такой тюнинг - отвалил, уверяет, что-то около 50-60 тысяч. Смотрится, конечно, шикарно, однако в каком состоянии его панели под пленкой - загадка. На матовой поверхности остаются следы от пальцев, отчего двери вокруг ручек выглядят заляпанными. Обнаружил, что на заднем крыле отошел резиновый молдинг. Иго можно приклеить двусторонним скотчем (новая резиночка стоит 2150 рублей).
Кожаный салон сохранился на удивление хорошо. С позиций сегодняшнего дня приборная панель родом из конца 1970-х выглядит забавным анахронизмом, ее лишь слегка оживляет рестайлинговый руль с кнопочками управления магнитолой. Из прошлого же века пиктограмма, требующая пристегнуть ремень безопасности, но такое ретро многим понравится. Небольшие свесы, большой клиренс, зависимая подвеска - важные качества для off-road. Если в ходовой найдете комья земли и пожухлую траву, значит, автомобиль знавал ноля и перелески. Впрочем, этот, похоже, с асфальта не съезжал. А рулевые наконечники (4670 рублей за пару) прикончили скорее не дороги, а время. Замасленный поддон картера производит ужасное впечатление. Но пугаться не стоит - новая прокладка стоит всего 640 рублей.
В крестовинах смазка есть - ага, за машиной все-таки следили. Люфт в карданных валах небольшой - очень хорошо, ведь замена двух крестовин с последующей балансировкой потянет на 12 тысяч с половиной. Раздатка и коробка без потеков. Возможно, в ближайшее время потребуют замены задние пружины; впрочем, это понятно - машина тяжелая. Что до задней части глушителя, то ее надо менять в самое ближайшее время (13 тысяч - и никаких проблем). Дизельный агрегат, по ощущениям, по-прежнему выдает на-гора свои 177 лошадиных сил, ну в крайнем случае 176. Если распылители форсунок и захандрят, их замена потребует всею 3640 рублей. Утверждают, что турбокомпрессор не живет больше 150 тысяч километров, но этот еще отзывается бодрым посвистом. Когда ему придет капут, нужно будет выложить 43 тысячи. На фоне такой дороговизны стоимость ремня ГРМ (2 тысячи рублей) кажется подарком судьбы.
На сладкое - пробная поездка. Мир из окна «холодильника» и правда кажется несколько иным. Передо мной расступались абсолютно все - завидев в зеркалах черную «будку», даже посланцы бывших союзных республик на щедро тюнингованных «приорах» спешили освободить левую полосу. (Отчасти такую «повышенную проходимость» создает самопальный ксенон.) Услышали бы они, как неприятно дребезжат в полуопущенном положении боковые стекла - возраст! А вот коробке-автомату годы нипочем - переключает передачи практически без рывков. Покатавшись, понял, что таким, как я, «гелик» не нужен: в городе неудобен, для проселков дороговат. Вдобавок за время короткого тест-драйва меня дважды остановили для проверки документов: машина-то легендарная во всех смыслах...