Вседорожник «Лексус-RX 400h» был пионером гибридного движения в России. Несмотря на скептические реплики многих автомобильных экспертов, продажи не быстро, но уверенно росли. И вот подоспела достойная смена: RX 450h мощнее, экономичнее, экологичнее.

Эпоха пламенных моторов, похоже, заканчивается. Заводные характеры и фантастические мощностные показатели уходят на второй план, пропуская вперед экономичность и экологию. Им в угоду и двигатель внутреннего сгорания Лексус-RX 450h, сделанный на базе бензиновой «шестерки» модели RX 350, который работает по циклу Аткинсона. Достоинство перед более распространенным циклом Отто - выше экономичность и меньше выбросы. А важный недостаток - посредственные показатели на низких оборотах - помогает скрыть электромотор.

За граммы выбросов и литры топлива борется система рециркуляции EGR. Через дополнительный трубопровод она направляет часть отработавших газов во впускной коллектор, предварительно охлаждая их с 880 до 150°С. Снижается рабочая температура цикла (следовательно, смесь не нужно дополнительно обогащать, чтобы охладить нейтрализаторы), а из-за уменьшения разрежения на впуске -еще и насосные потери. Другой великий эконом - система EHR, использующая тепло отработавших газов для ускоренного прогрева охлаждающей жидкости. Летом польза от такого помощника не столь заметна, зато уже при -5°С бензиновый двигатель выходит на рабочий режим (а следовательно, может отключаться в пользу электромотора) на 15 минут раньше. Производители утверждают: экономия топлива до 30%.

Для Лексус-RX 450h доработали и планетарную передачу, через которую момент от бензинового мотора и электродвигателя идет на колеса. Конструкция получила модернизированный маслоотражатель, позволивший снизить производительность масляного насоса, а вместе с ней и расход топлива. Кроме того, установили подшипники с малым коэффициентом трения, а для лучшего охлаждения всего узла предусмотрели дополнительный масляный радиатор.
Перемены пришли и в электрическую часть гибридной установки. Блок управления, который не только следит за работой электродвигателя и генератора, но и преобразует напряжение, урезали в объеме с 30 до 18,2 л и заставили сбросить массу с 30 до 22 кг. Благодаря компактным размерам прибор охлаждается с двух сторон, поэтому и превосходит предшественника в эффективности на 40%.
Немного полегчала и сжалась батарея аккумуляторов - как и у Лексус-RX 400h, она расположена под задними сиденьями и не мешает складывать спинки.

Двигатель завел со второй попытки. Точнее, запустил силовую установку. Даже стыдно, ведь опыт общения с гибридами у меня имеется. Но этот автомобиль просыпается абсолютно беззвучно - не только без характерного ворчания, но даже без вздохов и щелчков.
Без шума и запаха покидаем стоянку. На одном электромоторе при полностью заряженных батареях Лексус-RX 450h может проехать около 3 км, если не сильно давить на педаль акселератора. На ровном участке RX на электротяге разогнался аж до 70 км/ч, лишь в подъем на выручку пришел ДВС. Да, гибриды совершенствуются! Для тех, кто не умеет мягко обращаться с педалью, а побыть водителем троллейбуса очень хочется, появился режим AV - вседорожник приводится в движение одним электромотором. Но стоит резко надавить на газ, гибрид расценит это как приказ интенсивно ускориться - включится бензиновый агрегат, а еще и задний электромотор. Копаясь в настройках, наткнулся на режим Есо. На приборном щитке загорелась зеленая контрольная лампа, и автомобиль... будто устал. На команды педали реагировал с неохотой, не так резво ускорялся, реже включал бензиновый двигатель, даже климат-контроль перестал выкладываться по полной программе - экономия топлива стала первостепенной задачей. Еще один новый режим, Snow (снег), оценить не удалось - не сезон. В этом случае электроника корректирует тягу, чтобы свести к минимуму пробуксовку колес, иногда подключая для этого и задний электромотор.

Вершина перевала, отсюда начинаются затяжные спуски. Ага, на Лексус-RX 450h появился ручной режим переключения - в моем распоряжении шесть виртуальных передач. Попробовал тормозить двигателем, подтыкая пониженные, - эффект заметен, но хотелось бы более интенсивного замедления.
Гибриды создают, чтобы экономить топливо. За эту поездку по самым разным дорогам - от скоростных автобанов до тихих городских улочек - RX 450h показал отличный средний расход: 8,6 л/100 км. Интересно, как изменится его аппетит в условиях российских мегаполисов? Обязательно проверим, как только этот вседорожник появится у нас. Хотя объективная статистика утверждает, что гибриды в России покупают не ради экономии, а из стремления стать обладателем эдакого чуда техники. Тут уж Лексус-RX 450h точно не разочарует.