ХРОНОЛОГИЯ: 1998 г. — начало производства; 2001 г. — начало сборки в России;

2005 г. — прекращение производства в Европе; 2007 г. — прекращение производства в США

Представленный в 1998 году, FORD FOCUS пришел на смену довольно популярной, но устаревшей к тому времени модели Escort. Как и предшественник, он быстро завоевал популярность не только на европейском, но и на североамериканском рынке. Кроме того, именно с этой модели началось производство автомобилей марки Ford в России. В настоящее время Focus, правда уже второго поколения, является одним из самых востребованных на рынке. Кстати, можно отметить и столь любопытный факт — в Северной Америке Focus первого поколения продавался вплоть до 2007 года. Модель первого поколения выпускалась с тремя типами кузова — седан, 3- и 5-дверный хэтчбек, универсал. Кроме того, производилась спортивная модификация FORD FOCUS ST с кузовами 3-дверный хэтчбек и универсал, а также 3-дверный хэтчбек серии RS.
Кузов оказался довольно удачно спроектирован. За долгие годы эксплуатации даже у автомобилей первых годов выпуска серьезных недостатков не выявлено. Причем это в полной мере относится и к тем автомобилям, что сошли с конвейера завода, расположенного во Всеволжске.


Справедливости ради надо сказать о некоторых недостатках. Больше всего проблем доставляет пресловутый замок капота, который открывается не из салона, а ключом. Мало того, что поворотную эмблему, закрывающую замочную скважину, периодически отрывают юные поклонники марки, так еще и грязью эта скважина забивается постоянно, особенно если заглядывать под капот редко. Кстати, в сам моторный отсек грязи тоже попадает очень много. Но это не самое страшное — хуже, когда из-за постоянного взаимодействия с грязью, которая действует как абразив, стираются риски на ключе — в итоге он уже не распознается ни одной личинкой, и его приходится менять. Однако все эти напасти не относятся к автомобилям с североамериканского континента — на них устанавливались простые замки с тросовым приводом.
Нелестные отзывы владельцев звучат в адрес лакокрасочного покрытия, которое не отличается высокой стойкостью к механическому воздействию.

На некоторых экземплярах FORD FOCUS, особенно в почтенном возрасте, докучают отклеивающиеся молдинги и проникающая через уплотнитель пятой двери вода. Кроме того, влага может попасть в салон и в том случае, если неправильно установить салонный фильтр.
К безвредным, но назойливым недостаткам можно отнести скрипящие ограничители дверей, а также быстро пачкающуюся тканевую обивку салона. А вот по-настоящему опасными могут быть отказывающиеся правильно работать при низкой температуре газовые упоры пятой двери хэтчбеков и универсалов. После зимы можно оказаться с пустой системой кондиционирования — подводящие трубки кондиционера под воздействием реагентов разрушаются весьма быстро. Таким образом, при эксплуатации следует периодически смазывать замки, петли и ограничители дверей, не забывая про очистку и смазку замка капота. А чтобы быть окончательно спокойным за здоровье автомобиля, лучше раз в 3—4 года проводить дополнительную антикоррозийную обработку кузова.


Чаще всего на рынке встречаются автомобили с бензиновыми моторами. Это FORD FOCUS 1.4 Zetec SE (75 л. с); 1.6 Rocam (Duratec) (98 л. с); 1.6 Zetec SE (100л. с); 1.8 Zetec Е (115 л.с); 2.0 Zetec Е (130 л. с); 2.0 Duratec ST (173, 215 л. с); 2.3 (147, 153 л.с). Дизельные двигатели (1.8 Endura TDDi (75 и 90 л. с); 1,8 Duratorq TDCi (100 и 115 л. с.) распространены мало, и с их обслуживанием могут возникнуть проблемы.

При выборе автомобиля первых лет выпуска надо обратить внимание на характерные конструктивные недостатки. Так, заметная потеря мощности при включении кондиционера наблюдалась у моторов 1.8 Zetec. Эта проблема устранялась по гарантии изменением программы управления. На двигателях 1.6 Duratec иногда происходит поломка пружины узла управления дроссельной заслонкой. Причем отдельно ее найти трудно, а узел в сборе стоит приличных денег. У всех моторов серии Zetec в редких случаях отказывают катушки зажигания. Кроме того, из-за низкокачественного топлива образуется нагар на клапанах, засоряются клапан холостого хода и узел дроссельной заслонки. Эту проблему можно решить частичной разборкой узлов с последующей промывкой. Применение суррогатного топлива приводит к выходу из строя насосов на автомобилях с бензиновыми моторами при пробеге в 50—60 тыс. км, так как засоряется сетка топливоприемника. На автомобилях со всеми типами двигателей может произойти разгерметизация третьей гидравлической опоры двигателя. Об этом свидетельствуют вибрация при холостых оборотах и толчки в начале разгона.


При обслуживании все же не стоит ориентироваться на заводские регламенты, а лучше их немного сократить. Так, на бензиновых моторах замену масла и масляного фильтра лучше проводить каждые 15 тыс. км, у дизельных — через 10 тыс. км. Смена воздушного фильтра нужна при пробеге в 40 тыс. км (при большом загрязнении воздуха — 30 тыс. км). Свечи зажигания в бензиновых двигателях обычно меняются через 20—30 тыс. км, а высоковольтные провода на 1.6 Rocam — через 40—60 тыс. км. Замена антифриза производится раз в 100 тыс. км или 4 года, топливного фильтра — каждые 20 тыс. км. Ремень ГРМ на двигателях серии Zetec следует менять каждые 60 тыс. км, роликов — через 120 тыс. км пробега. Приводные ремни гарантировано отрабатывают 80—100 тыс. км, причем на 1.6 Rocam их лучше заменить вместе с роликами. Рекомендуется периодически очищать бензоприемник топливного насоса, однако эта операция сложная, так как необходимо демонтировать бак. Но уж лучше потратить немного денег и времени на эту операцию, чем покупать недешевый новый топливный насос.

В трансмиссии работают всего две коробки передач — механическая 5-ступенчатая и автоматическая 4-ступенчатая. С механической коробкой передач сцепление обычно выдерживает 100—150 тыс. км. Такой разброс объясняется разницей в стиле вождения. К этому же времени или чуть раньше — после 80—100 тыс. км — потребуется замена ступичных подшипников. Смена масла в механической коробке передач производится при пробеге 150 тыс. км, а в автоматической — каждые 60 тыс. км вместе с фильтром.
В редких случаях в механической коробке передач проявляется течь сальника штока механизма переключения передач и лопается пружина фиксации рычага. При затрудненном включении передач следует отрегулировать тросики привода. К 90—100 тыс. км изнашивается подшипник правого вала в трансмиссии с механической коробкой.


Подвеска FORD FOCUS — полностью независимая, со стабилизаторами. Спереди — типа МакФерсон, сзади — многорычажная. Она не требует частого вмешательства. Стойки и втулки переднего стабилизатора меняются каждые 60—80 тыс. км. Замену передних рычагов и шаровых опор проводят при пробеге в 160— 180 тыс. км, задних рычагов — через 120—150 тыс. км, передних амортизаторов — при пробеге в 110—120 тыс. км, задних — 90—110 тыс. км. Кстати, при замене деталей могут возникнуть затруднения, так как крепеж со временем закисает. Во избежание таких проблем лучше периодически обрабатывать крепеж подвески антикоррозийным составом.


Рулевое управление FORD FOCUS — реечного типа, оснащенное гидроусилителем. Узлы довольно надежны, и чаще всего требуют замены только рулевые наконечники при пробеге 70—90 тыс. км. Однако случается, что через 80—100 тыс. км про-
являются течи через сальники насоса гидроусилителя. В редких случаях появляются большие люфты в рулевом механизме при пробеге около 150 тыс. км. Привод насоса гидроусилителя расположен в не очень удачном месте и подвержен воздействию грязи, что, в свою очередь, приводит к быстрому разрушению ремня и роликов.


Передние тормозные механизмы — дисковые, а вот сзади в зависимости от версии исполнения могут стоять как дисковые, так и барабанные. При этом ABS устанавливалась не на все автомобили (обычно ее нет на машинах, проданных в России, в самых простых комплектациях).
Срок замены передних колодок обычно приходит к 20—30 тыс. км, задних — к 40—50 тыс. км для дисковых и к 90—100 тыс. км для барабанных. Тормозные диски спереди выдерживают 40—50 тыс. км, сзади — 90—110 тыс. км; барабаны — 140—160 тыс. км. Не стоит забывать и про замену тормозной жидкости каждые 30 тыс. км или раз в 2 года. Неполадки в работе возникают в основном у барабанных тормозных механизмов: возможно отслоение накладок тормозных колодок. А при пробеге более 150 тыс. км иногда возникает течь рабочих тормозных цилиндров.

В случае если на FORD FOCUS сел аккумулятор, производитель разрешает использовать донора для запуска мотора, а при необходимости и выступать в качестве такового. Сложности могут возникнуть при подключении нештатного головного устройства аудиосистемы, так как разъем нестандартный. Из неприятностей чаще всего происходит подгорание контактов переключателя режимов стеклоомывателя, а также контактов
реле поворотников и подогрева наружных зеркал заднего вида. Помогает на некоторое время зачистка контактов, но вполне возможно, что в дальнейшем придется их все-равно заменять. Если прежний владелец отличался плотным телосложением, мог произойти обрыв проводов подогрева сидений. Кстати, причиной отказа вентилятора обдува радиатора охлаждения также может быть обрыв проводов, и чаще всего в этом повинна повышенная вибрация двигателя при поломке гидроопоры. Однако дело может быть и в замыкании обмоток электромотора.
Из-за чрезмерного проникновения грязи в моторный отсек происходит разрушение переходника подвода проводов к компрессору кондиционера. Ну и напоследок скажем, что на автомобилях с большим пробегом нарушается герметичность фар, что приводит к их запотеванию.


Некоторых неприятностей можно избежать, если периодически очищать и смазывать контакты, расположенные в плохо защищенных от грязи местах. Focus первого поколения остался популярным на рынке подержанных автомобилей несмотря на появление новой версии. Благодаря широкому ассортименту цены на автомобиль не очень высокие. Кстати, далеко не всегда запросы продавца свидетельствуют о хорошем техническом состоянии автомобиля. Так что без серьезной диагностики не обойтись: в противном случае можно купить экземпляр, который замучает нового обладателя периодически возникающими поломками, происходящими из-за его запущенности.