Компактные автомобили А- и В-класса в нашей стране многие всерьез не воспринимают. Но только не жители мегаполисов. Сказывается дефицит места как на дороге, так и на парковке. Да и растущие пены на топливо заставляю! задуматься о более экономичном средстве передвижения, единственное, что отталкивает покупателей, - цена, ведь малыши нередко стоят, как автомобили более взрослого класса.

Впервые «Авео» представили в 2002 году под именем «Дэу-Калос». После перехода корейской компании под крыло «Дженерал моторс» имя поменяли на более благозвучное (во всяком случае, для русского уха). В 2006 году провели рестайлинг седана. Обновленный пятидверный хэтчбек показали на Франкфуртском автосалоне в 2007 голу, а в 2008-м в Женеве продемонстрировали абсолютно новую трехдверную модель.
В ходе модернизации глубоко переработали облик автомобилей. Изменили все кузовные панели, облицовку радиатора, переднюю и заднюю оптику, подогнав их под новый фирменный дизайн. Интерьер - панель приборов, сиденья, отделочные материалы - также радикально обновили. Доработали двигатели, сделав их более мощными и менее прожорливыми. «Авео», продающиеся в России, к эксплуатации в наших условиях специально не готовят - даже заводской защиты картера нет. Придется покупателям на них раскошелиться. Конкуренция в данном ценовом сегменте особенно остра - разница даже в 10-20 тыс. рублей может склонить чашу весов в сторону соперников» таких как «Рено-Логан», «Шкода-Фабии», «Хёндай-Гетц», «КИА-Рио» и др. Но у «Шевроле» неплохие козыри в виде широкого выбора модификаций и щедрого списка оснащения.

Производитель предлагает лишь два бензиновых 16-клапаиных двигателя: 84-сильный объемом 1,2 л (до рестайлинга - 72 л.с.) и 101-сильный 1,4 л. На менее мощном прибавки достигли благодаря двум распределительным валам и системе PDA (Port Deactivation System), оптимизирующей процессы впуска и сжигания топливовоздушной смеси. 1,4-литровый силовой агрегат оборудован впускным коллектором с изменяемой геометрией. Оба двигателя отвечают экологическим нормам Евро IV, а расход топлива благодаря модернизации удалось снизить на 14 и 10% соответственно по сравнению с предшественниками.
Моторы агрегатируют с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Для более мощного предлагают и 4-ступенчатый автомат. Последний позволяет принудительно использовать две низшие передачи, что довольно редко встречается в данном классе. Правда, нужно ли это «Авео», вопрос спорный. Все автомобили имеют привод только на переднюю ось.

Выбирая между тремя предлагаемыми типами кузова, мы остановились на пятидверном хэтчбеке. Трехдверная модификация, пускай она и дешевле на 10 тыс. рублей, в силу меньшей практичности не очень годится на роль семейного автомобиля. У седана почти в два раза больше объем багажника (400 л против 220) - так он и длиннее на 390 мм, что отнюдь не облегчает жизнь в городе. Компакт все же должен быть компактным.
Самый дешевый «Авео» с 1,2-литровым двигателем и пятидверным кузовом нынче обойдется в 425 тыс. 860 руб. За более тяговитый мотор придется доплатить в среднем 22 тыс. руб. Стоит он того или нет, решать вам. На наш взгляд, в городе вполне достаточно 84-сильного двигателя. Правда, к нему не полагается автомата, Но справедливости ради отметим, что переплачивать за него почти 40 тыс. руб. мы не стали бы.

Для «Авео» предусмотрено три основные комплектации: Base, LS и LT. Причем список оборудования для каждой из них меняется в зависимости от выбранного типа кузова. А у трехдверных автомобилей и вовсе два уровня: Base и LS. Существуют еще подуровни для каждого исполнения, обозначаемые трудновоспринимаемыми наборами букв и цифр типа B5LC514, B4XD57J и т.д. Интересно, как сами «шевролетовские» маркетологи в них ориентируются? Ведь с учетом различных вариантов типа кузова, установленного двигателя и оборудования набегает 56 (!) различных модификаций. Но есть в этом и неоспоримый плюс - покупатель может выбрать именно то, что ему нужно, не переплачивал за обременительные навороты.
Комплектация LS отличается от Base наличием кондиционера, пассажирской подушки безопасности, центрального замка с ДХ регулировки водительского кресла по высоте, бортового компьютера, электропривода и обогрева зеркал заднего вида и т.д. Снаружи ее выдают окрашенные в цвет кузова корпуса зеркал и ручки дверей, а также 15-дюймовые колеса. Большинство этих благ можно докупить и для базовой версии, вот только заказывать их по отдельности обойдется куда дороже. В самой дорогой LT, помимо всего прочего, есть климат-контроле электропривод всех стекол, шесть динамиков аудиосистемы вместо четырех, кнопки управления «музыкой» на руде, легкосплавные колесные диски, протинотуманные фары и т. д. Бюджетный городской автомобиль без всего этого вполне может обойтись. К самой дешевой комплектации есть смысл обращаться, если хотите купить «Авео» за минимальные деньги. На наш взгляд, оптимальный выбор - комплектация LS с дополнительно установленной антиблокировочной системой тормозов за 13,6 тыс. руб. и боковыми подушками безопасности за 5,5 тыс. руб. Не такая уж и большая переплата, особенно за эйрбеги.

В 2006 году EuroNCAP разбил седан и пятидверный хэтчбек. Обнадеживающими результаты явно не назовешь. Так, седан заработал лишь 3 балла (из 16 возможных) за лобовой удар и 15 (из 18) за боковой. Один бал добавили за сигнализатор непристегнутых ремней. В итоге две звезды из пяти возможных. Оценку за реакцию на фронтальный удар снизили из-за потери структурной целостности кузова и смещения назад передней стойки. «Водитель»-манекен при этом ударился головой о сместившийся руль и погнул его, а нагрузки на грудь оказались смертельно опасными. Жесткие элементы передней панели весьма опасны для бедер и ног передних седоков. Стопы и лодыжки также находятся в зоне риска. На защиту детей автомобиль удостоился четырех звезд (из пяти), а за защиту пешеходов - трех (из четырех).
«Авео»-хэтчбек с фронтальным ударом справился чуть лучше, получив 6 баллов (из 16), а вот в остальных испытаниях результаты хуже: 11 баллов за боковой удар, три звезды за заботу о детях и две звезды за безопасность пешеходов. Общий итог - три звезды. Отметим, что в тестах участвовала дорестайлинговая пятидверка без боковых подушек безопасности, но утешает это мало. Итоговые оценки обоих относительно свежих автомобилей по современным меркам почти провальные.

Производитель дает двухлетнюю гарантию на автомобиль без ограничения пробега, шесть лет - от сквозной коррозии. Плюс обеспечивается поддержка на дорогах России и Европы, включая круглосуточную горячую линию, быстрый ремонт в дороге и эвакуацию. Техобслуживание предписано проходить каждые 15 тыс. км или 12 месяцев. «Нулевое» ТО не предусмотрено, но многие дилеры предлагают поменять масло и масляный фильтр через 2-3 тыс. км пробега (около 4 тыс. руб.). Мы же считаем, что лучше следовать рекомендациям завода-изготовителя. При первом посещении дилерской станции поменяют масло в двигателе и механической коробке передач, а также салонный фильтр. Проверят и отрегулируют основные системы, за что придется выложить примерно 11 тыс. руб. На 30-й тысяче, помимо прочего, заменят свечи и тормозную жидкость. Это обойдется владельцу примерно в те же деньги. На выбранном памп двигателе начиная с 2008 года в приводе газораспределительного механизма вместо ремня трудится пень, рассчитанная на 250 тыс. км. Обладателям других моторов техобслуживание со сменой ремня ГРМ обойдется в среднем в 25 тыс. руб. Причем половина дилеров предписывает проводить эту операцию через 60 тыс. км, другая половина - через 90 тыс.! Откуда такая разница, осталось загадкой - внятных ответов получить не удалось. Что касается дилерской сети, то она у «Шевроле» одна из наиболее разветвленных - только в Москве и области 24 центра, а всего но России их 144.
С момента начала продаж объявлено о нескольких отзывных программах - по проверке крепления топливной трубки (только для машин с двигателем 1,2 л), проверке/установке измененного хомута шланга ГУРа, проверке/установке дополнительной зашиты шланга расширительного бачка (только для машин с двигателем 1,4 л). Техническими проблемами автомобиль не досаждает. Наиболее частые - стуки при вращении руля при неработающем двигателе (дефект устраняется обычно по гарантии) да повышенный расход топлива с одновременно горящей на панели приборов лампочкой Check Engine. Последнее связано, как правило, со слабой фиксацией клемм батареи или ее некорректным отключением. В этом случае процессор системы управления двигателем переходит в аварийный режим работы. Лечится сбросом ошибок или перепрошивкой «мозгов». В целом многие механики считают данную модель одной из самых надежных в линейке производителя. Владельцы же «Авео» чаще всего сетуют на маленькие и узкие наружные зеркала, широкие передние стойки, плохую шумоизоляцию, нечеткие и длинные ходы рычага переключения передач, слишком большой и тонкий руль, слабую боковую поддержку сидений.

Городская эксплуатация, к сожалению, нередко приводит к появлению шрамов на лакокрасочном покрытии, да и не только. Поэтому вовсе не лишне застраховать автомобиль по каско. Выложить за полис придется 6-9% цены машины. Дополнительные рубежи охраны можно не возводить - штатных сигнализации и иммобилайзера вполне достаточно, ведь преступников «Авео» не интересует и в рейтингах угонов он замечен не был. Правда, на заводском конвейере противоугонки устанавливают только на машины в комплектациях LS и LT.
Объективных данных о рентабельности хэтчбеков на вторичном рынке еще недостаточно, но, если судить по дорестайлинговой версии и седанам, в первый год машины теряют 14-18% первоначальной стоимости, а в каждый последующий - 7-11%. Подводя итоги, отметим, что «Авео» (особенно с кузовом хэтчбек) неплохо подготовлен для эксплуатации в мегаполисе - компактный (длина - менее 4 м), маневренный (минимальный радиус разворота - 5,03 м), экономичный (средний расход топлива меньше 6 л на 100 км). Чего еще желать городскому жителю?