Стабильный спрос на авто с «правым» рулем объясняется сравнительно низкой ценой при приемлемом качестве.
Отправляться в Японию или во Владивосток жителям европейской части России невыгодно. Поищем приемлемые варианты на месте: через специализированную фирму, на рынке и по объявлению.

Знакомство по фотографии

Фирм, занимающихся покупкой и доставкой авто из Японии, в Интернете представлено великое множество. При выборе ориентируйтесь на оборот и опыт работы: чем выше эти показатели, тем меньше вероятность потери обязательного задатка. В крупных компаниях сумма аванса колеблется от $500 до 10% от конечной стоимости авто. Выбор машин огромен: на вторичном рынке каждая марка представлена двумя десятками моделей. Остановиться на конкретном варианте непросто, поэтому фирмы-посредники используют «дилерскую схему», когда персональный менеджер поможет с выбором модели и будет вести дело до вручения покупки.

Внимательно изучите договор, особенно сноски мелким шрифтом. Совет отнюдь не бесполезный: риски посредника страхует покупатель. Как, например, поделить убытки, если автомобиль при транспортировке серьезно повредят или утопят в океане? Зачастую в бумагах о таком форс-мажоре нет ни слова, поэтому спорные вопросы, в том числе возврат денег в случае отказа от покупки, лучше решить заранее.
После оформления договора и до момента завершения сделки посредника придется посетить, по меньшей мере, еще раз — когда нужную машину отыщут на аукционе в Японии, на что нередко уходит больше недели. Зачастую комплектация отличается от оговоренной. Здесь надо либо продолжить поиск, либо согласиться с найденным вариантом. Правда, познакомиться с будущим приобретением можно лишь виртуально — по фото и записям в оценочном листе, так называемом «аукци-оннике». Полученные сведения в большинстве случаев оказываются достоверными: пробег японцы «скручивают» редко, к тому же почти все авто проходят ТО на фирменных сервисах. Да и щепетильности островитянам не занимать — при заполнении «аукционника» приемщик отмечает даже мельчайшие дефекты. Известны случаи, когда отмеченный в бумаге скол краски на поверку оказывался битумным пятнышком. А вот сколько повреждений добавится по прибытии авто, угадать сложно. Испорченные при такелажных работах бамперы, конечно, отремонтируют (или заменят) бесплатно, но незначительные царапины и мелкие дефекты посредник исправлять не станет. Придется либо смириться, либо отказаться от покупки.

В случае положительного решения автомобиль ждут проводы на родине, разгрузка во Владивостоке, растаможка (на все уходит около трех недель) и дальняя дорога в вагоне-«сетке» по Транссибу (еще две недели) или морем до Финляндии, Новороссийска или Калининграда (примерно два месяца). Следить за этой тягомотиной можно через Интернет в режиме «онлайн».

Базарный день

Ехать на рынок разумнее в выходные дни — выбор богаче и, главное, больше продавцов толпятся у своего товара, охотно позволяя посидеть внутри и даже прокатиться. Впрочем, нужно все время быть начеку: например, авто с транзитными номерами Приморья нередко оказываются «конструкторами». Экономя на таможне, их ввозят по частям, затем собирают и, легализовав, выставляют на продажу. «Аукционник» в этом случае наверняка липовый, но распознать поддельный в полевых условиях невозможно: ведь в отличие от денег у него нет никакой защиты. Поэтому внимательно изучаем «вторичные признаки» документов на транспортное средство. Toyota Prius (гибрид, 2002 г., $13 тыс.) показалась неплохим вариантом, однако дефекты, отмеченные в «аукционнике», не совпали с местами реального ремонта. Значком W1 на бумаге отмечено левое переднее крыло, в то время как дефектоскопу «не понравилось» правое, а продавец, завидев неведомый прибор, поспешил «заговорить зубы» преимуществами гибридного привода и даже предложил проверить истинность лота на сайте аукциона. Это не более чем маркетинговая уловка: ведь навыками архивариуса владеют не все, и даже если «база ответит», не факт, что несведущий житель провинции сумеет разобраться во всех «закорючках».


Но на рынке немало и действительно стоящих предложений. На Honda Civic (2002 г., 1,5 л, 74 тыс. км, $13200) не нашлось ни одного изъяна, как и на Toyota Vitz 2000 г. В Toyota Prius (2001 г., 89 тыс. км, $12500) «умерла» одна из восьми банок высоковольтной батареи, о чем продавец честно предупредил. Заменить ее не так дорого (2500—3000 руб.), а других проблем авто, похоже, не сулит. Toyota Prius 2004 г. избежала даже мельчайших сколов на передней части и выглядит только что сошедшей с конвейера, однако цена $18 800 показалась «кусачей». Может, в частных объявлениях цены поскромнее?

Из третьих рук

Цены у частников, публикующих информацию в Интернете, несколько ниже — машины уже «хлебнули» российских дорог. Наиболее часто повреждения достаются левому борту. Например, у Mazda Demio 2000 г. с пробегом 98 тыс. км, за которую просили 145 тыс. руб., оказалось помято переднее левое крыло, расколот бампер и левая секция «поворотника» в блок-фаре. Отремонтировать такую машину (детали, плюс покраска) обойдется примерно в 30 тыс. руб., а, учитывая изношенный ремень ГРМ (меняется на 100 тыс. км), едва живой аккумулятор и шины — еще около 25 тыс. руб. Такая покупка невыгодна, так как средняя цена аналогичного авто без повреждений — около 185тыс. руб., а «наша» обходится в 200 тыс., да еще с ремонтом в нагрузку.

Практические советы

1. При покупке авто с «правым рулем» обязательно обратите внимание на светотехнику — в конечном итоге она должна соответствовать действующим российским стандартам.
2. Заказывая машину на аукционе через фирму-посредника, будьте готовы отдать аванс, а порой и полную стоимость лота, и ожидать покупку несколько месяцев.
3. Подписывая договор с посредником, внимательно изучите все пункты — лучше потерять полчаса здесь, чем недели и месяцы в судебном процессе.
4. Готовьтесь к тому, что дефектов на кузове почти всегда будет больше, чем отмечено в «аукционнике», особенно если авто доставляли «в сетке» по железной дороге.
5. Покупая машину на рынке, постарайтесь, если это возможно, сверить «аукционник» с архивом конкретного аукциона (основных в Японии — четыре).

При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.