Основным преимуществом автомобилей с объемными кузовами всегда был просторный салон с большими возможностями трансформации. В последние годы потребительские качества вэнов стали улучшаться: так, их управляемость подтянулась до уровня легковых автомобилей.
В последние годы рынок вэнов активно развивается, причем не за счет минивэнов — самого старшего по возрасту сектора, а за счет относительно молодых классов — среднеразмерных вэнов и компакт-вэнов. Группа так называемых микро-вэнов (с колесной базой, как у легковых автомобилей В-класса и меньше) представляет собой категорию моделей, пользующуюся низким, но устойчивым спросом. За исключением однообъемного кузова, никакими другими признаками, указывающими на принадлежность к вэнам, они не отличаются. Так что подобрать минивэнне составит труда.

Популярность среднеразмерных вэнов (с колесной базой, как у легковых автомобилей D-класса) и компактных вэнов (с колесной базой, как у легковых автомобилей С-класса) растет день ото дня. Покупатели, которые еще вчера ориентировались на покупку «легковушки», часто отдают свое предпочтение вэну. Тем более что цены вэнов и соответствующих им по классу «легковушек» сопоставимы. Мини-вэны все чаще оснащают мощными моторами и жесткой энергоемкой подвеской, так что по динамическим качествам и управляемости они успешно конкурируют с легковыми автомобилями. Пример такого автомобиля — Ford S-max. Однако и цена подобных «заряженных» мини-вэнов «кусается», достигая 1 млн. руб., а то и превышая эту сумму.


Итак, приобретая вэн, покупатель получает в первую очередь трансформируемый салон. Отметим, что компакт-вэны крайне редко оборудованы третьим рядом сидений — в большинстве случаев эти автомобили имеют пять посадочных мест, а исполнение салона, как у легкового автомобиля, то есть подушка заднего сиденья выполнена единым элементом. Салон среднеразмерных вэнов организован уже по-другому и близок к салону минивэнов. Кресла второго ряда — индивидуальные, а их регулировка предусматривает перемещение в продольном направлении и наклон спинки. Кроме того, в состав второго ряда сидений салона большинства современных среднеразмерных вэнов входит и средняя секция, которую можно демонтировать. После демонтажа средней секции становится возможным перемещение двух индивидуальных кресел и в поперечном направлении. Основным, пожалуй, отличием среднеразмерного вэна от мини-вэна является организация третьего ряда сидений. В мини-вэне это зачастую два кресла такого же размера, как и кресла второго ряда. Расположены они на такой же высоте, а участок пола под ногами пассажиров третьего ряда кресел — на том же уровне, что и участок пола под ногами пассажиров второго ряда.


Кроме того, возможности по трансформации салона мини-вэна — самые широкие. Зачастую в них предусматривается складной столик, или среднюю секцию второго ряда сидений путем несложных манипуляций можно превратить в столик. Сиденья второго ряда можно поворачивать вокруг своей оси — иногда и на полный оборот. Еще одним признаком среднеразмерных и компактных вэнов являются сдвижная или сдвижные боковые двери, через которые осуществляется доступ пассажиров ко второму и третьему рядам сидений. Исполнение багажной двери может быть различным. В большинстве случаев она открывается вверх. На современных машинах часто предусмотрена возможность открытия только стекла багажной двери. Многие производители предлагают варианты двери багажника с горизонтальным или даже вертикальным разъемом, то есть двухстворчатое исполнение.


Еще одной тенденцией становится дальнейшее углубление «универсализации» вэнов. Многие модели имеют увеличенный дорожный просвет, часто сочетающийся с пластиковым обвесом по периметру автомобиля. Такие модификации часто предлагаются и в версии с полноприводной трансмиссией. Разработчики Volkswagen Multivan пошли еще дальше — в качестве опции потребитель может заказать узел принудительной блокировки межколесного дифференциала заднего моста. Интересно, что автомобиль типа «вэн» фактически не имеет альтернативы. Поэтому покупатель, ограниченный в средствах и решивший обзавестись таким транспортным средством, фактически решает для себя только один вопрос: приобретать ли новый компактный или среднеразмерный вэн, либо подержанный мини-вэн. Такая постановка вопроса оправдана, поскольку количество предложений на вторичном рынке по мини-вэнам несоизмеримо больше, чем по вэнам меньших классов.

Имея на руках хотя бы 250 тыс. руб., уже можно задуматься о покупке подержанного вэна. Например, за Chrysler Grand Voyager 1994 г. с бензиновым 3,3-литровым мотором и автоматической коробкой просят 230 тыс. руб. Пробег автомобиля составляет 165 тыс. км., а среди штатного оборудования наличествуют круиз-контроль, магнитола, элетропривод и система подогрева наружных зеркал, электропривод стеклоподъемников. Если потребитель рассчитывает на сумму в пределах 450 тыс. руб., то при аналогичном силовом агрегате и оборудовании возраст машины будет меньше на 3—5 лет. За сумму в 600 тыс. руб. можно приобрести уже 3-4-летний Grand Voyager с пробегом в пределах 60 тыс. км в очень хорошем техническом состоянии. Если требуется быстро пройти регистрацию и технический осмотр обращайтесь к нам.


Особняком стоят дорогие модели — такие, как Mercedes-Benz Viano и Volkswagen Multivan. Располагая суммой в 400—500 тыс. руб., можно рассчитывать на приобретение Multivan 1998— 2000 гг. выпуска с пробегом в пределах 250 тыс. км. Автомобиль будет иметь тканевую обивку салона, центральный замок, электропривод наружных зеркал заднего вида, магнитолу. Коробка передач может быть как механической, так и автоматической. Антиблокировочной системой оборудованы практически все автомобили. Добавив еще 200— 300 тыс. руб., можно рассчитывать на более свежие экземпляры 2003—2006 гг. с меньшим пробегом и более богатым оснащением. Например, за 650тыс. руб. можно приобрести Volkswagen Multivan 2003 г., оборудованный 2,8-литровым бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач. Состояние машины — хорошее, а среди оборудования наличествуют и круиз-контроль, и противобуксовочная система, и четыре подушки безопасности. Mercedes-Benz Viano при прочих равных условиях в среднем примерно на 120— 150 тыс. руб. дороже, но и престиж такого автомобиля гораздо выше.

При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.