Безопасность водителя и пассажиров во многом зависит от таких устройств, как ремни и подушки безопасности и подголовники.
Задача ремня проста и понятна — удержать человека в кресле во время ДТП. Резон очевиден — конструктивные меры безопасности хороши, если защищаемый объект расположен в расчетной точке, случайные перемещения сведут все усилия разработчиков к нулю. Нехитрое устройство способно надежно прикрыть экипаж при лобовых столкновениях и опрокидываниях. Но профессионалы пристегиваются умело, чего не скажешь о большинстве частников. Последних, однако, нетрудно понять — в «идеальном» ремне ни вдохнуть, ни выдохнуть. Вот и пришлось снабдить систему дополнительным элементом — инерционной катушкой. Технически ее вклад в безопасность весьма невелик, но, оценив появившуюся степень свободы, водители и пассажиры стали пристегиваться куда чаще. Кроме того, встроенная в катушку пружина позволила без утомительной подгонки по фигуре получить требуемый преднатяг.


В дальнейшем в дополнение к ремням изобрели подушки. Устройство представляет собой нейлоновый мешок, спрятанный под обивкой салона. В момент столкновения датчики определяют силу и направление удара, после чего управляющий модуль активирует соответствующий пиропатрон. Происходит химическая реакция, в результате которой подушка наполняется газообразным азотом. Цель та же — зафиксировать человека в заданной точке. Выполнив поставленную задачу, подушка немедленно сдувается, открывая возможность для эвакуации. В серийных машинах нынче популярны фронтальные эйрбеги, боковые (защищающие грудную клетку), оконные (так называемые занавески, прикрывающие голову) и коленные. После ДТП вместо подушек могут стоять заглушки, необходима компьютерная диагностика для их выявления.

Однако у медали, как водится, две стороны. Проблема в том, что подушка надувается хоть и не мгновенно, но очень быстро — ее фронт движется со скоростью более 300 км/ч. И если встреча с защищаемой частью тела произойдет прежде окончания процесса, человек получит нокаутирующий удар. Так что подушка без ремня не средство спасения, а орудие убийства. Обычный трехточечный ремень оказался не очень эффективным — излишняя слабина не гарантировала требуемой задержки. Тогда устройство вновь усовершенствовали, снабдив его аварийным преднатяжителем и ограничителем усилия. В таком виде парочка и прижилась на современных авто. Но круговую оборону она, увы, обеспечить не может — при наезде сзади шею седока защищает иная система. Шея — слабое место у всякого человека. Автомобилисты — не исключение: при ударе сзади голова совершает колебательные движения, провоцируя хлыстообразный перелом шейных позвонков. Надежной защитой служит высокая профилированная спинка. Однако подогнать ее под конкретного индивидуума весьма сложно из-за отсутствия движущихся частей. В массовом производстве предпочли более универсальную двух-компонентную схему — спинка плюс регулируемый подголовник. Действует надежно, да вот беда — тратить время на правильную установку большинство не желает. На помощь лентяям призвали механику — активный подголовник под давлением тела на спинку кресла подводится к затылку автоматически, уменьшая таким образом силу удара головы и нагрузку на шейный отдел позвоночника. Правда, широкие массы новинку восприняли без энтузиазма — навязчивый сервис пока что обходится слишком дорого. Да и эффективность устройства не вполне доказана, а до поры большинство фирм предпочитает обычные подголовники. Безопасность вашей сделки обеспечит опытный автоэксперт.

Таким образом, безопасный минимум на сегодняшний день выглядит так: 2—4 подушки безопасности, трехточечные ремни для каждого пассажира (передние — с преднатяжителем и ограничителем усилия) и полный комплект простых подголовников. А что предлагают российскому покупателю изготовители современных иномарок? Ford Focus в бюджетном исполнении (389 тыс. руб.) порадует покупателя одной-единственной подушкой безопасности (разумеется, для водителя), четырьмя подголовниками и пятью ремнями безопасности. Оба передних снабдили преднатяжителями. В случае чего хуже других придется сидящему сзади по центру — в его распоряжении лишь неполноценный «поясной» ремень. Беззащитна и шея: средний подголовник — только в самой богатой комплектации. Прочим повезло больше — в машинах побогаче они могут рассчитывать на дополнительную защиту: отключаемая подушка пассажира, сидящего спереди, обойдется в 7500 руб., пара боковых — еще столько же. Четыре подушки, три подголовника и центральный трехточечный ремень заднего дивана входят в базу элитной версии Ghia (498 тыс. руб.).
С Renault Logan ситуация хуже — самая демократичная версия Authentique (263,5 тыс. руб.) располагает одной подушкой, пятью ремнями (все — без преднатяжителей) и всего парой подголовников. Причем доукомплектовать ее ни за какие деньги нельзя. Пакет безопасности — например, подушка для пассажира и два дополнительных подголовника, доступен только для более дорогих комплектаций. Понятно, что безопасность стоит дорого, но сэкономить лучше на чем-нибудь другом — материалах салона, размере колес, количестве передач или мощности двигателя.

При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.