Обилием дилерских центров нынче никого не удивишь. Однако при масштабном развитии официального автобизнеса и в крупных городах, и тем более в регионах продолжают работать «серые» дилеры и отлично себя чувствуют. Неофициальные продавцы иномарок особых проблем с клиентурой никогда не испытывали. У них свои покупатели, которых можно разделить на несколько категорий. Первые не хотят ждать по нескольку месяцев и готовы переплачивать — за дефицит. Их интересуют новинки сезона — Nissan Qashqai (до 14 месяцев ожидания у официального продавца) и Honda Civic (до 20 месяцев).
Дальше идут покупатели, желающие сэкономить на престижных марках, которые у «серых» продавцов дешевле, потому что везут их из Америки. Таковы новый BMW X5 и Porsche Cayenne. Третья группа отоваривается у серых продавцов тем, что в Россию официально не поставляется. Например, практически весь модельный ряд Acura (дочерняя компания Honda), Ford F-150, Nissan Armada.
Другое дело, что требования к эксплуатации авто в России и в Америке, мягко говоря, разнятся. Если стоимость адаптации модели для российского рынка слишком высока, то модель и не предлагают для официальных продаж.
«Серые» дилеры расторопнее официальных. Взять, к примеру, Inflniti. Вседорожник QX-56 стал колесить по нашим дорогам еще в 2005 г., хотя его официальные продажи начались почти три года спустя. Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация — американские машины дешевле для ввоза, чем европейские, даже с учетом доставки. Во-первых, в США налоги на автомобили ниже, соответственно, ниже и цены. Во-вторых, машины покупают у лизинговых компаний и растаможивают на физических лиц — граждан России — здесь тоже выигрывается немалая сумма. В-третьих, снижению цен на авто способствует разница в курсе доллара и евро к рублю. Разница в цене на новые иномарки премиум-класса у официальных и «серых» дилеров достигает 20%. Так, «серый» BMW Х5 дешевле «белого» на $ 10—12 тыс. Однако если модель в дефиците, то «серая» цена оказывается на $5—7 тыс. выше. Американская комплектация порой беднее европейской или официальной российской, но покупателей это не останавливает. Не смущает их и отсутствие гарантии. Впрочем, официальный салон примет на ремонт и ТО автомобили своего бренда: это же за деньги.
Скажем сразу: никаких экономических и юридических форм борьбы с «серыми» дилерами не существует. Представительства автоконцернов вроде бы запрещают использовать атрибутику бренда всем, кроме официальных дилеров, но сами же признают, что трехлучевую звезду можно заменить словами «Мерседес-Бенц». До сих пор в России не было прецедента, когда представительство подало иск на «серого» продавца. В результате практически все представительства знают тех, кто незаконно торгует их товаром, но наотрез отказываются упоминать их названия и говорить о количестве реализуемых неофициалами машин. Хотя, по оценкам специалистов, «серые» занимают 20 % рынка. Существование таких дилеров, однако, выгодно и самим автопроизводителям. Продающиеся неофициально машины поддерживают интерес к марке, повышая таким образом общий уровень реализации. «Серые» дилеры особо не прячутся, благо создать сайт и выставить там все, что имеешь, — не проблема. Вполне информативен портал самого известного из «серых» — московского «Автоконцепта», который располагает и просторным салоном, и комплексом СТО. В прайс-листе питерской компании Gregory Cars числятся: Acura, Buick, Lancia, Cadillac, TVR, Morgan. Более того, на сайте компании сказано, что они могут доставить самую редкостную диковину.
Самый простой способ выяснить, в каком салоне вы находитесь, — спросить у его менеджера. Но он может и не сознаться. Поэтому лучше осведомиться на сайте представительства. Все официальные салоны перечислены там с адресами и телефонами. Кроме того, к официальным дилерам производитель предъявляет ряд довольно жестких требований, включая концепцию трех «С» — салон, СТО и склад запасных частей.
Главная проблема «серого» дилерства — отсутствие гарантийного обслуживания. Не столько того, которое обещают при продаже, а настоящего, обеспеченного заводом-изготовителем. Сэкономив при покупке, владельцы новеньких авто могут потерять на обслуживании машин за свой счет, даже когда «серые» салоны дают гарантию на больший срок, чем официальные.
Умалчивают «серые» еще об одном аспекте. Пока автомобиль находится в зоне досягаемости продавца, проблем с обслуживанием, может, и не возникнет, но владелец авто столкнется с ними, когда отправится в другой регион. У неофициальных салонов нет развитой сети сервисов. Кроме того, покупателям «серых» машин не приходится рассчитывать на устранение неполадок в случае отзыва автомобилей заводом изготовителем. «Серые» дилеры — это не только российская практика. Есть они почти во всех странах мира и активизируются в периоды, когда у официальных отсутствуют модели, популярные на рынке, когда возрастает дефицит самых раскрученных марок или на рынок выводится ранее неизвестный бренд.
При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.