Идея проверить кроссоверы в условиях теста будоражила давно, равно как и тема дизельных моторов. Ведь такие автомобили отличаются, прежде всего, широкими возможностями для езды не только по асфальту. А как поведут себя их двигатели, далеко не всегда «заточенные» на высокие обороты, предположить не решались даже самые отважные, В этом году совпало все: автомобили российской сборки, у каждого полный (то есть автоматически подключаемый) привод. У двух соперников турбодизели, один немецкого, другой корейского происхождения, а третий мотор, 3-литровая бензиновая «шестерка», - словно раздражитель для них. По первым прикидкам «Каптива» вдвое мощнее «Спортиджа» и к тому же почти на 40 км/ч быстрее его, «Тигуан» по своим скоростным возможностям где-то между ними. Значит, будут обгоны, непредсказуемое соперничество, и совсем не обязательно победит самый быстрый - скорее самый надежный, самый сбалансированный. Напомним, что по заведенному распорядку машины прошли обкатку, а затем предстартовое обслуживание на фирменных сервисных станциях.

Автомобили, взревев, напрягли автоматические трансмиссии и поочередно поехали на трассу. Вот-вот начнется: заправки, подсчет средних скоростей, беглые осмотры двигателей, шин... Но пока тишина - люди привыкают к скорости и машинам. Никто еще и предположить не может, что уже через час «Каптива» влетит на площадку с опустошенным баком, установив тем самым своеобразный рекорд скоростного сжигания топлива и в итоге потратив на дозаправки более трех часов! «Тигуан» на одном баке пройдет около 350 км. Ну а «Спортидж», при обкатке поразивший совсем не дизельной прожорливостью (от 11 до 15 л/100 км), вдруг и на максималке сохранит расход в 14 литров неизменным. И обескуражит водителей еще одним рекордом - однообразнейшим путешествием на 450 км продолжительностью 3 часа.
« Шевроле-Каптива». Гонишь от себя мысль, что с водителем и балластом этот «сундук» в самой дорогой семиместной комплектации весит под 2,5 т. Ведь когда на спидометре этого автомобиля за двести, как-то не хочется думать, что вдруг придется еще и экстремально останавливать. И все равно, когда вгрызаешься руками в рулевое колесо, когда даже сквозь шлем тебя оглушает рев и свист рассекаемого пространства, опасения сменяет азарт. Тело становится легким, послушным, взгляд одновременно широким и сконцентрированным, а руки и голова идеально взаимодействуют друг с другом. Скорость пьянит, и поначалу «Каптива» кажется чуть ли не идеальной: хороший темп, точное выполнение команд, азартное и при этом достаточно стабильное поведение на дороге. Мощь, скорость, полный привод!
«КИА-Спортидж». Не самое удачное сочетание 112-сильного дизеля и простого 4-ступенчатого автомата превращает этот кроссовер в довольно своеобразное создание. То, что он антипод «Каптиве», стало понятно еще до старта. И все равно, когда «Спортидж» долго, с надрывом разгоняется, раз за разом выкручивая передачи, ты скучаешь. Зато он совсем не шумен. По крайней мере, в салоне, можно, не напрягая слух, слушать радио. Правда, оно быстро надоедает: звучание из динамиков совершенно плоское... Здесь кожаные обивки, климат-контроль и прочие блага, однако чувствуется, что «кореец» простоват. Да, он в меру удобен, надежно держит дорогу, отлично справляется с неровностями и упругостью своих подвесок каждый раз как бы напоминает: я почти настоящий вседорожник. Вот только от критиков, причем с первого же дня и уже после грех часов езды, ему достается: и сиденье плоское, и посадка высокая (ты словно на жердочке), и мотор не везет, и солярка расходуется... очень медленно. Да, добротен, но утомляет.
«Фольксваген-Тигуан». Фраза «Автомобиль должен быть немецким» звучит каждый раз при смене водителей. Пока в нем нравится решительно все: меняющиеся в широчайших диапазонах регулировки сиденья (легко подобрать для себя удобную посадку), бодрый дизель и четкая работа современного автомата. В машине комфортно, ею удобно управлять. На спидометре под двести, а за рулем - как в комнате психологической разгрузки.

Водители, слегка спустив пар, стали требовательнее к себе и внимательнее к нюансам. Своя порция критики достается каждой из машин, но больше всех получает стремительно раскатывающаяся «Каптива». Претензии отчасти специфичны - они» вероятно, порождены нашими, особенными условиями движения: неудобна педаль акселератора, не звучит зуммер при включении лампы резерва топлива. И конечно же, все отмечают неинформативные, скученные тумблеры на центральной консоли: точно попасть в нужный на полном ходу почти невозможно. Но есть и более серьезные замечания, напрямую не связанные со скоростными испытаниями. На неровностях руль «Каптивы» живет в руках самостоятельной жизнью, комфортные в целом подвески склонны допускать вертикальную раскачку кузова. К концу смены появлялось желание передвинуть ограничитель скорости с паспортных 210-242 км/ч пониже. Тем более что, когда идешь за двести, вдруг перестает работать кондиционер, климатическая установка ведет себя; своенравно, даже в ручном режиме иногда подмешивая воздух не той температуры, какую ожидаешь.
«Тигуан» вызвал более лояльное отношение к себе, но все же досталось блеклой в дневное время сиреневой подсветке его приборов, да и русифицированного меню собранной в Калуге машине явно не хватает! Не очень понравились настройки дизельного мотора; бойкий и динамичный на средних оборотах, с ростом скорости он становится все скучнее, причем взбодрить его нет никакой возможности. Видимо, «Спортидж» столько оплеух получил в самом начале, что старался «отсидеться», ничем - ни плохим, ни хорошим - себя не проявляя. Но гут выяснилось, что закрыть до упора стекло водительской двери невозможно, пока не сбросишь скорость километров эдак до ста двадцати. Однако это уже несущественно. То, что вчера рождало подозрения, сегодня стало явным: за два дня сильно, до индикатора, изношены задние тины - при том что у передних еще огромный запас. Будем разбираться…

Автомобили друг за другом отправляются на булыжник, а потом и на гравий. « КИА-Спортидж». Поначалу кажется, что сюрпризы мощеной дороги ему нипочем. Подвески кроссовера жесткие, упругие - потряхивает изрядно. Круг, другой - и руки устают от вибраций руля. Устают не только мышцы водителей, но и амортизаторы, в первую очередь задние. Чуть зазевался» пропустил колдобину - тут же характерный стук, лязг ограничителя и серия скачков из стороны в сторону. Пробивает именно заднюю подвеску, передняя же спокойно держит удары. Но нет: размытые, скользкие подъемы КИА берег успешно, приходится лишь отключать слишком рано вмешивающуюся систему стабилизации.
«Шевроле-Каптива». Ого, этот автомобиль способен на многое! Можно не уворачиваться от большинства булыжных сюрпризов, - "Каптива", слегка покачиваясь, проплывет, словно над ними. Вот только в салоне очень шумно: бренчат обивки и что-то внутри передней панели. Колебания кузова периодически вызывают приступы морской болезни, рулевое колесо гуляет в руках, как заведенное. В «грязевой ванне» кроссовер очень сложно вывести из равновесия: и рулится неплохо, и за дорогу цепляется не в пример «корейцу». Но если контакте поверхностью все же потеряет (мощи-то ого-го-го!), то и крены кузова, и леность, и тяжеловесность реакций на действия рулем неприятно удивляют.
« Фольксваген-Тигуан». Никаких чрезмерных вибраций в салоне или скрипа и грохота обивок - лишь гул и шлепки шин да чересчур подробное повторения профиля дороги. Но очаровываться не стоит: запаса энергоемкости у «Тигуана» оказалось лишь ненамного больше, чем у обычного легкового автомобиля. Когда резерв исчерпан, следует звонкий пробой, звук при этом почти катастрофический. Дает о себе знать и перегрев амортизаторов. Раскачки кузова не чувствуешь, но что-то начинает погромыхивать в передней подвеске...
Куда азартнее езда по подсыхающему гравию. «Тигуан» не перегружает водителя в сложных ситуациях, он настолько понятен в управлении, что до рога из заурядного проселка превращается в раллийный спецучасток... Но это уже другие испытания.

По-прежнему три-четыре раза за смену мимо «Спортиджа», как фурия, проносится, обгоняя, «Шевропе-Каптива». Она проходит 15,1-километровый круг за 4 мин 47 с, то есть со средней скоростью 205,5 км/ч. Опережая «Спортидж», водители более быстрых машин уже успевают заметить неестественно повернутые внутрь задние колеса (по крайней мере, одно). Да, углы установки явно нарушены, из-за чего так быстро стерлись шины. Хуже того, неисправность прогрессирует - очевидно, сказалась вчерашняя тряска.
«Фольксваген» невозмутимо наматывает круг за кругом и с каждым «оборотом» внушает все больше уважения своей добротностью. Надо отдать должное: вот он-то с начала испытаний не изменился ни на йоту, но крайней мере в ощущениях. Впрочем, были приключения, которые случились в течение всего одною часа в четверг.

После вчерашних приключений масло двум дизелям доливали уже с утра:
0,5 л - «Спортиджу», 0,4 л - «Тигуану». «Каптива» же от добавки вновь «отказалась». («Видимо, ей одного бензина хватает», - пошутил кто-то.) Забегая вперед, отметим, что масло понадобилось всем - восстанавливая первоначальный уровень, долили еще немного после финиша. Расход каждой из трех машин за весь пробег - в пределах нормы.