Все расходы на ремонт существующих и строительство новых дорог в ближайшее время придется оплачивать самим автомобилистам. Конечно же, не напрямую, а косвенно: бензин значительно повысится в цене, все, без исключения, дороги станут платными. Парковки во всех больших городах станут тоже, естественно, платными.

Это стало понятно из итогового варианта концепции правительственной программы под названием «Стратегия-2020», работы над которой велись более года. Сколько бы поправок не вносилось в документ до его окончательного утверждения на высшем уровне, отдельные пункты не будут меняться. И некоторые из этих пунктов напрямую относятся к российским автовладельцам.
 
Как вариант, предлагается полностью упразднить пошлины на экспорт нефтепродуктов и одновременно с этим повысить налог на добычу нефти. Имеется три различных варианта осуществления этого плана, один из которых предполагает увеличение розничных цен на бензин более чем на 20 процентов. Эксперты также считают правильным значительно увеличить размер топливных акцизов, подняв их до 7-8 рублей с литра. Таким образом, предложение ФАС по введению «плавающих» акцизов кажется не более чем временной мерой по сдерживанию цен на топливном рынке.
Как считают авторы «Стратегии-2020» этим тоже ограничиваться не стоит. Предлагается существенно увеличить налоговую нагрузку на автомобилистов, так как автомобилисты, по сути, являются «бюджетниками». На сегодняшний день налогами покрывается только половина всех расходов, идущих на нужды дорожного хозяйства России – а хорошо бы этот показатель поднять до ста процентов.
 
«Владельцы транспортных средств всех типов и назначений убеждены, что пользование дорогами вполне окупается за счет оплаты транспортного налога и оплаты бензина. И естественно, что разбитые дороги и систематические пробки воспринимаются как прямые недоработки городских властей. До сведения автовладельцев (и широкой общественности в целом) не доводится тот факт, что акцизами на бензин и транспортным налогом покрывается около 50% бюджетных расходов на дорожное хозяйство. Соответственно, сообщество автомобилистов является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом бюджетной поддержки. Эта ситуация не имеет аналогов в зарубежной практике», - утверждается в концепции правительственной программы.
 
Автовладельцам придется оплачивать каждый километр ежедневного пробега. В данном случае, авторы «Стратегии-2020» воспользовались опытом Голландии, где уже успешно существует такая практика: по принципу «больше ездишь – больше платишь». Системами слежения ГЛОНАСС будут в обязательном порядке оборудованы все автомобили, зарегистрированные на территории России, данные которых будут использоваться для расчета размера платежа. Вместе с этими нововведениями будет окончательно упразднено такое понятие как «транспортный налог».
 
«Вводится универсальный налог за километр пробега, дифференцированный в зависимости от категории и местонахождения дороги. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека (ГЛОНАСС-трека) автомобиля. Повышение нагрузки на автовладельцев должно быть поэтапным. В обозначенных рамках будет снят вопрос о «платных» и «бесплатных» дорогах: дороги станут различаться только своими покилометровыми тарифами. Отпадет необходимость в каких-либо особых решениях для регулирования доступа в городские центры и экологически уязвимые зоны: достаточно будет дифференцировать покилометровый тариф по территории города/региона», - говорится в документе.
 
Заметим так же, что владельцев старых автомобилей ждет неприятный сюрприз: «Станет возможным введение сколько угодно дробной дифференциации тарифов, как по характеристикам автомобиля (назначению, мощности, осевой нагрузке, габаритам, экологическому ущербу, применению альтернативных топлив), так и по категориям владельцев транспортных средств».
Эксперты убеждены, что никак не нарушаются права граждан России о свободе перемещений, т.к. в Конституции сказано: «Свобода перемещений, а также свобода доступа к территориям общего пользования распространяется на физических лиц, но не на принадлежащие этим лицам транспортные средства».
 
В больших городах российским автомобилистам придется принять на вооружение еще одно новшество, европейский опыт парковки в больших городах: халявы не будет. «В городах сохраняется режим Free Parking, несовместимый со сколько-нибудь высоким уровнем автомобилизации», - отмечается в «Стратегии-2020». Стоимость часа в открытых или закрытых парковках будет регулироваться в зависимости от их местоположения. Въезд в центр, естественно, станет более дорогим, а парковка на окраинах Москвы и других больших городов останется конечно же бесплатной. А цены устанавливать будут собственники дорог – то есть, в первую очередь, городские власти.