Чтобы снизить уровень мошенничества в залоговом кредитовании, Минфин планирует законодательно закрепить процедуру регистрации автомобилей, которые под залогом так же, как и другого движимого имущества. Для этого будет создана единая база по подобным залогам, которая войдет в Центральный каталог кредитных историй при ЦБ.

Минфин разработал проект федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». Этот законопроект будет представлен в правительство, после согласования всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Залог на движимое имущество, в том числе автомобили, на сегодняшний день никто не регистрирует. В связи с этим, мошеннические действия по перепродаже имущества стали очень распространенны: больше всего от них страдают банки-кредиторы, в том числе и добросовестные покупатели имущества, не знающие, о его обременении.

Автокредитование является для мошенников самым уязвимым звеном. Заемщик при получении кредита после оформления в банке залога автомобиля получает паспорт транспортного средства. Этот документ нужен для постановки машины на учет в ГИБДД, но через пару недель его надо будет предоставить в банк на хранение.

С этого момента автомобиль является собственностью заемщика, и он зарегистрирован на его имя, поэтому мошенники не теряют свой шанс, и либо сразу после регистрации продают машину третьим лицам, либо, сдав паспорт транспортного средства в банк, заявляют в ГИБДД о его утере, при этом, получив дубликат ПТС, продают автомобиль.

Участники рынка по своим подсчетам вывели, что мошенническим образом продается до 5% автомобилей, которые были приобретены в кредит.

Банковское руководство неоднократно поднимало вопрос о регистрации заложенных по кредитам автомобилей. Также достаточно активно обсуждалась возможность фиксации информации о залогах транспортного средства в базе ГИБДД. Хотя такую базу до сих пор не создали.

Текст разработанного законопроекта представить в Минфине отказались, объяснив, что создание базы данных о заложенном движимом имуществе, каковым является транспорт, оборудование и т. п., предполагается использование Центральный каталога кредитных историй (ЦККИ), которым управляет ЦБ. Дополнительно это даст возможность расширить возможности бюро кредитных историй (БКИ) по предоставлению заинтересованным лицам информации.

В Банке России подтверждают, что эта идея обсуждается. Но ее обсуждение только на начальном уровне, поэтому говорить о каких-то подробных деталях на текущем этапе преждевременно,- такое сообщение поступило от сотрудника ЦБ.

Об этой новой идее знают также и участники рынка кредитных историй. Гендиректор “Эквифакс Кредит Сервисиз” Олег Лагуткин рассуждает: такая идея, предлагаемая ранее участниками рынка, заинтересовала полномочные ведомства, что не может не радовать. БКИ, считает он, вполне могли бы выступать агентами ЦККИ по продаже данной информации.

От гендиректора НБКИ Александра Викулина также поступило заявление, что идея регистрации движимого имущества, которое выступает залогом по кредиту, обсуждается,- Эта идея, по его мнению, несомненно, будет востребована. Исходя из слов господина Викулина, НБКИ уже начало работу в этом направлении, не дожидаясь принятия закона. Сейчас идет сотрудничество по сбору информации о заложенных автомобилях с двадцатью банками, а база уже содержит данные о нескольких сотнях тысяч автомобилей.

Если этот закон вступит в силу, он сможет существенно скоротать риски мошенничества в автокредитовании, признают и банкиры. Руководитель блока Альфа-банка Алексей Марей “Розничный бизнес” отмечает, что планы по принятию закона о регистрации уведомлений о залоге заслуживают только приветствия. Предполагается, что банки будут передавать информацию в назначенную организацию добровольно, им также будет от этого выгода.

По мнению начальника управления развития автокредитования Юникредит банка Ивана Сыскова, многие будут прибегать к услугам такой базы, даже если она будет платной, особенно при умеренных ценах. Иван Сысков комментирует, что процедура получения информации о заложенных автомобилях обязана быть технически простой, но отчетность - строгой, чтобы эта информация считалась аргументом в судебных залах.

Заинтересованы в получении данных об обременении автомобилей залогом не только банки, но и потенциальные покупатели машин. Однако чтобы им получить эту информацию, нужны некие законодательные поправки, - говорят об этом эксперты. На данный момент по закону о кредитных историях, получить такую информацию может только заемщик либо его кредитор.