Эту услугу сегодня предлагают почти в каждом автосалоне. Но что такое тест-драйв на практике: важный этап при покупке автомобиля или развлечение?
Записаться на тест-драйв проще простого. Достаточно договориться по телефону о дате и времени заезда, а то и просто зайти в салон: порой нужная машина свободна. Так, редкий на наших дорогах MINI в филиале «БорисХоф» на Олимпийском проспекте представлен сразу в трех тестовых экземплярах, поэтому менеджер попросила проинформировать о предстоящем визите всего за час. При этом порекомендовала приехать в выходные, когда улицы существенно меньше загружены и можно «отжечь». Кстати, здесь инструкторы не отдирают ногу «драйверов» с педали газа, лишь только скорость подбирается к отметке 60 км/ч. Все же это городской проныра, на котором хочется похулиганить. А ответственность водителя за соблюдение ПДД — такая же, как и на любом автомобиле.

Очереди на тест-драйв, скорее, исключение, чем правило. В основном ажиотажным спросом пользуются машины, только что появившиеся в продаже. Например, чтобы вырулить из ворот автоцентра на Audi А5 или R8, вполне возможно придется ждать несколько недель. Лишь после того, как новые автомобили растаможат, дилеры начнут шевелить длинную бумажную очередь телефонными перекличками. Но — внимание: предлагаемая комплектация автомобилей далеко не всегда совпадает с той, к которой вы присматриваетесь. Как правило, в тест-парк попадает машина в «полном фарше», чтобы покупатель мог как следует насладиться всеми ее прелестями, а потом принять решение. Например, вас интересует Toyota Corolla с роботизированной коробкой передач, а в парке — только «механика» или наоборот. Кстати, в «Планете» на Ленинградском шоссе, куда мы обратились с просьбой протестировать эту модель, пробных машин вообще не оказалось — слишком востребованный автомобиль! Отсутствие редкой модели в тест-парке понять можно: к чему, скажите, держать Renault Vel Satis, когда покупателю подавай Megan да Logan? А вот понять, почему взять на тест-драйв «Калину» сложнее, чем Mercedes-Benz или MINI, нелегко.

К примеру, в «Инком-Авто» в Кузьминках нам так и не смогли внятно объяснить, почему при огромном выборе других моделей (компания — мульти-брендовая) тест-драйв автомобилей ВАЗ не предлагают. Сразу вспомнился старый анекдот: «А что его пробовать, сало — оно и есть сало!» Однако отношение к клиенту порадовало: менеджер обещал найти автомобиль для заездов на территории автотехцентра, но... только в сухую погоду. «Его же потом продавать, поэтому он должен остаться чистым!» Напомним, что, как правило, тестовые экземпляры живут у дилеров не более полугода, а затем их благополучно продают, со скидкой. Но кто ж заметит, если один раз и то осторожно! Как правило, тест-драйв для рядового покупателя состоит из круга почета вокруг автосалона под бдительным оком штурмана — менеджера компании. После многочисленных тестов начинает казаться, что менеджеры стараются всячески уболтать клиента, отвлекая его от собственных ощущений за рулем, а заодно склоняя к скорейшему оформлению еще только зарождающихся отношений. Зомбируют покупателей вполне грамотно. Иногда единственный способ заставить замолчать продавца и, наконец, самому собраться с мыслями — задать какой-нибудь умный вопрос, например о мощности кондиционера или передаточных числах коробки передач.
В «АвтоСпецЦентре» на Таганке, торгующем Audi, мне поведали, что продавец обязан показать клиенту автомобиль с шести обязательных точек (именно поэтому клиентов водят кругами у выставочных образцов). Так он скорее согласится сесть за руль, а значит, полдела сделано.

Не стоит отказываться от выезда из-за боязни повредить дорогую машину. Запомните главное: если повредите машину на тест-драйве, вам ничего не
будет! Это правило без исключений. Никто не разрешит дилеру официально использовать автомобиль для теста до тех пор, пока он не будет полностью застрахован от всех видов ущерба, включая землетрясение и извержение вулкана. Поэтому, если вдруг, перед тем как посадить вас за руль, менеджер попросит подписать обязательство возместить ущерб в случае повреждения, можете смело отказываться. Для тест-драйва у дилера есть определенный маршрут, согласованный с ГИБДД. Но какие правила в России не нарушают? Немного обаяния и настойчивости — и менеджер разрешит вам удлинить его. В рамках разумного, конечно. Обычно тест длится 10—40 минут.

У дилеров дорогих марок есть суточный или длительный тест-драйв. Правда, для этого нужно быть постоянным клиентом салона. Скажем, если за последние три года вы купили там уже три машины, то при появлении новой модели вам обязательно порекомендуют попробовать ее в деле. Но все же заявки на длительный тест-драйв рассматриваются в частном порядке и только с личного разрешения директора по продажам. Денег за это не берут. А на время длительного тест-драйва на клиента оформляется страховой полис. Но это оправданная процедура, особенно если учесть, что стоимость машин, предлагаемых в длительный тест, как правило, превышает $ 100000.

Кроме водительского удостоверения, непременно нужен паспорт, без которого за руль никто не посадит. Зато прописка и семейное положение никакой роли не играют, как, собственно, и внешний вид. Во всех дилерских центрах продавцам-консультантам строго-настрого запрещено делать выводы о платежеспособности клиента на основании того, как он выглядит и в чем одет. В «Автомире» мне поведали, что не раз небритые дядечки в шортах и шлепанцах, возвращаясь с дачи, забегали в салон прокатиться на тестовой машине, после чего сразу проходили в кассу.
Самое частое ЧП, случающееся с клиентами во время тест-драйвов, — штраф, а то и изъятие прав за серьезные нарушения. А в одном из салонов «АвтоСпецЦентра» произошел довольно анекдотичный случай, когда водитель, взяв машину на тест-драйв, превысил скорость и не остановился по требованию сотрудников ГИБДД. Машину догнали, и в результате проверки выяснилось, что у потенциального покупателя липовые права. Рекомендуем ознакомиться с условиями подбора автомобиля на заказ.

При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.