Продавец с каждого проданного авто получает маржу — разницу между отпускной стоимостью и ценой: у официальных дилеров — обычно 6-8 % от стоимости авто. Из этих кровно заработанных денег начисляют зарплату сотрудникам, платят налоги, содержат техцентры, ну и, само собой, оплачивают те символические подарки, которые преподносят клиенту при получении авто. Или не преподносят. Все зависит от скупости и расчетливости дилера, хотя речь-то идет о $30—100 (крайне редко до $300) — десятые доли процента от цены авто. Делается это в первую очередь для того, чтобы расположить, а точнее, психологически привязать к себе клиента. Ведь недовольный покупатель может сбежать на сервис к другому дилеру. Продавец потеряет и клиента, и его деньги за обслуживание на ближайшие год-три гарантии.


Расставим точки над i: рекламные акции и подарки при продаже — совсем разные вещи. В первом случае покупателю с растяжек и газетных страниц обещают зимнюю резину (от 10 тыс. руб.), литые диски (от 12 тыс. руб.), парктроник (от 12 тыс. руб.), сигнализацию (от 10 тыс. руб.), аудиосистему (от 6000 руб.) и прочие удобные «мелочи», хотя в сумме они могут потянуть на несколько десятков тысяч рублей. Но о подарках речи здесь, как правило, не идет — это либо способ продать залежалый товар, либо акция уже оплачена автопроизводителем. А недорогие, но часто полезные мелочи (коврики, набор автомобилиста, автохимия), которые дилер вручает вам вместе с ключами от новенького авто, и есть настоящие подарки — о них сегодня и поговорим. Для полноты картины мы не ограничились личными впечатлениями, а собрали отзывы покупателей в московских автосалонах. Выбор автомобиля дело приятно, особенно если к нему прилагаются подарки.

Екатерина полгода ждала заказанный Peugeot 107 с МКП в салоне «Авес» на ул. Академика Королева — выдачу машины постоянно задерживали. Во время очередного визита к дилеру она, наконец, согласилась на то, что было в наличии: более дорогая 206-я модель (415000 руб.) с механической коробкой и климат-контролем. Еще две недели оформляли банковские документы по кредиту. Однако при получении машины выяснилось, что на складе дилера на тот момент была и 107-я с автоматической коробкой, которую никто из менеджеров даже не догадался предложить покупательнице. «За что им только деньги платят?! — недоумевала новоиспеченная автовладелица. — Мало того, что полгода заставили ждать, так еще и раскрутили на более дорогую машину! И даже брелок не предложили... Дело не в подарках, дело в отношении». «А мне бесплатно достались литые диски», — радуется Виктория, купившая Opel Corsa (МКП, 1,4 л) в салоне «Автоцентр-Сити» на Каширском шоссе. На доставку полностью оплаченной и, по словам дилера, имеющейся в наличии машины ушла целая неделя. В результате авто привезли без ПТС, который пришлось ждать еще неделю. «Все это время я постоянно звонила и «капала им на мозги», — рассказывает покупательница. — А когда забирала машину, выяснилось, что на ней стоят литые диски вместо указанных в договоре штампованных. Сначала меня попросили подождать, чтобы «переобуть» авто, но потом сказали, что это подарок, — оставили все, как есть. Видимо, я иногда бываю очень вредной». Вместе с дисками Виктории досталась годовая карточка «Помощь на дороге», и хозяйка уехала довольной.

Многие думают: чем дороже авто, тем щедрее подарки. Совсем не факт! С увереностью можно сказать, что щедрость дилеров от цены автомобиля практически не зависит. Одна и та же модель у разных продавцов может быть укомплектована различными «бонусами». Покупатель три месяца ждал очереди на Toyota Auris (557000 руб.) в АТЦ «Тойота-Отрадное». При получении авто дилеры вручили хозяину коврики, набор автомобилиста (огнетушитель, аварийный знак, трос, аптечка) и пепельницу. «Я, правда, человек некурящий, — говорит хозяин Auris, — но все же было очень приятно». Еще одна покупка Auris — на этот раз в «Тойота Центр Шереметьево» — ничем, кроме томительного ожидания, хозяину не запомнилась. «Я спросил у менеджера про подарки, — делится впечатлениями покупатель, — ни на что не претендуя, просто поинтересовался. Мне ответили: никаких подарков быть не может, потому что они... (!) честно работают! Выходит, те, кто дарит покупателям подарки, — жулики?!»

«Обычно мы дарим клиентам типовые вещи: коврики, дорожный набор и брызговики, — делится секретами маркетинга Евгения Аксентьева, PR-менеджер компании «Ю.С. Импекс» (Mazda, UAZ, SsangYong, Ford). — Но не всем и не всегда. Бывают проблемные машины (которые сильно опаздывают к указанному в договоре сроку) и бывают проблемные (любящие поскандалить) клиенты. Тут в ход идут фирменные брелоки, бейсболки, футболки, зонты, портмоне для документов, сумки и даже защиты картера». Компания BMW предпочитает одаривать своих клиентов централизованно. Каждому купившему новое авто в течение месяца присылают на дом приятные безделушки с символикой автомобиля — брелоки, визитницы, портмоне и т.д. Остальное дарят официальные дилеры. «БорисХоф», например, не отпускает покупателей без дорогой выпивки, одежды или аксессуаров из коллекции BMW, а перед новым годом покупатели «баварцев» получили еще и модные пластиковые санки. Бонусы при покупке отечественных и китайских машин — отдельная тема. В «Инком Ладе», например, не размениваются" на зажигалки и кепки: при покупке «Жигулей» бесплатно «чипуют» двигатель, добавляя 5—6 л.с, меняют заводской «Тосол» на фирменный, а если покупатель окажется в числе «счастливых клиентов», то и вовсе «просто так» установят допоборудование на 75 000 руб. Закажите комплексный подбор авто, мы возьмем на себя все хлопоты связанные с подбором.

При создании данной статьи использовались материалы из журнала "За Рулем". Данная статья выполняет только информативно-ознакомительную функцию, никакие коммерческие цели не преследуются.