Не обижайтесь, создатели хитроумных электронных устройств и творцы причудливых кузовных изгибов - автомобилестроители XXI столетия! Я ценю ваш нелегкий труд, но в инженерных университетах и дизайнерских академиях просто необходимо это пособие: автомобиль, который и сегодня выглядит да и ездит очень и очень неплохо...

Шестьдесят третий был богат автомобильными новинками, в начале года появился Ил-62, летом - Ту-154. Британские автоэксперты показали «Ровер-2000» - элегантный седан с 2-литровым мотором мощностью под 100 сил - по тем временам очень солидно! Именно он в 1964-м победил в первом конкурсе «Автомобиль года». Осенью во Франкфурте представили «Порше-911», которому суждено было стать живой - и через десятилетия - легендой.
Но и на другом штутгартском заводе не дремали - выкатили «Мерседес-Бенц 230 SL», сменивший сразу две спортивные модели: знаменитый и баснословно дорогой «Мерседес-Бенц 300 SL» по прозвищу Gullwing («крыло чайки») и более демократичный, но внешне очень похожий на него родстер 190SL.
Родстер, выполненный лаконичными, пожалуй, даже скупыми дизайнерскими приемами (вот он, залог долголетия!), оснастили новым впрысковым мотором объемом 2,3 л. А ведь в иных странах еще долго обсуждали достоинства одно- и двухкамерных карбюраторов...
Конечно, надо обладать фантазией, чтобы сравнить изящный родстер с пагодой. Правда, странноватое прозвище поклонники модели придумали позже, а повод к тому дала съемная жесткая крыша: ока по краям выше, чем в середине (крышу можно было оставить в гараже или вовсе не заказывать, ограничившись мягким тентом).
Такому «Мерседесу» не место возле типовой многоэтажки и даже около простенького, пусть и отдельного домика одноэтажной Америки. Кстати, машину и делали с видами на необъятный, богатый рынок США. Там уставшие от «дорожных крейсеров» богатые покупатели с конца 1950-х буквально бредили европейскими родстерами. Итак, нормальная среда обитания «пагоды» - лужайка возле нарядного, просторного дома и достойного его тиража. В Германии в 1963-м «Мерседес-Бенц 230 SL» стоил 28 900 марок. Седан модели 200 обходился в 15 900, американский «Шевроле-Импала» - в 17 950, а стандартный «Фольксваген-Жук» - и вовсе в невеликие 4485 марок. Даже за тот самый легендарный «Порше-911» просили на целых 6000 марок меньше, нежели за родстер с крупной звездой на решетке радиатора!

Интересно, какая музыка лилась в 1970-м (год рождения этот родстера модели уже 280 SL) из его приемника Becker Europa II Stereo? В 1963-м весь мир мурлыкал битловскую She Loves You. Группа в тот год отметилась первым большим альбомом и мгновенно покорила мир. Ну а в 1970-м пели уже Let It Be. А может, владелец «пагоды» заинтересовался диском Atom Heat Mother мало кому пока известной команды Pink Floyd? Вполне подходит для респектабельного и в то же время богемного автомобиля. Однако сейчас куда интереснее слушать незлобный, но солидный рык 2,8-литрового 170-сильного мотора. Педаль газа жесткая, неудобная на малых скоростях. А если надавить посильнее? Легкий приземистый автомобиль, не отягощенный противобуксовочными и прочими сдерживающими, корректирующими и выправляющими устройствами, ускоряется столь резко, что поначалу даже немного пугает. Из-под провернувшихся на старте задних колес полетели мелкие камешки - все по-честному, без электронного занудства!
Автоматическая коробка (четырехступенчатая!) работает довольно споро. Вот только на небольшой скорости никак не решит - оставаться на первой или лучше все-таки перейти на вторую? На скользкой дороге иди на крутом подъеме можно ограничить число передач тремя и даже двумя: несложная вариация на тему «зимний режим».
У кресел нет пресловутых боковых поддержек. Зато ничто не давит и не мешает входу-выходу. Да и вообще, даже во времена молодости «пагода» не была спортивным автомобилем в прямом понимании этого слова. Хотя разгонная динамика, отменные тормоза и неплохая даже по нынешним меркам управляемость так и провоцируют потягаться и с некоторыми нынешними пижонами. Что не возьму разгоном, доберу маневренностью! Родстер с базой всего 2400 мм удивительно юркий. Вот зеркала по нынешним требованиям маловаты. Но, в общем-то, летом на «пагоде» вполне можно ездить каждый день. Вот только московские и подмосковные канавки. Конечно, «Мерседес» на высоких, узких шинах переносит их не хуже современных авто, по жалею-то его, понятно, больше. Подобрать такой автомобиль, практически не возможно.
В год дебюта «пагоды» Джон Кеннеди произнес у Берлинской стены: «Все люди несвободны, если несвободен хоть один человек». Великое архитектурное сооружение возвели между Востоком и Западом в 1961-м, а модернизировали и улучшали вплоть... до его падения, впрочем, по сравнению с 1950-мп в мире все-таки заметно потеплело. В Москве все больше иномарок. Конечно, принадлежащих, как правило, не советским гражданам (избранных - единицы), а иноземным дипломатам, журналистам, бизнесменам. Мальчишки, стремящиеся приобщиться к достижениям западного автопрома, крутятся возле домов, где компактно проживают иностранцы, и магазинов с влекущей взрослых вывеской «Березка». В столице СССР, пусть очень редко, встречались даже «пагоды»! Ну а те, кому не посчастливилось увидеть подобный «Мерседес» живьем, рассматривали с трудом добытые фото таких привлекательных и таких далеких чудес автомобильного света.
Этот «Мерседес-Бенц 280 SL» 1970 года с рождения перемещался по миру легко и свободно. Из Германии, где был сделан для американского рынка, отправился по адресу назначения. Потом волей одного из многочисленных поклонников «пагоды» вернулся на родину. Ну а затем переехал в страну, редкому жителю которой еще недавно доводилось увидеть (куда уж поездить!) эдакий автомобиль. Да, погода в мире за 40 лет заметно улучшилась.