Власти давно хотят реформировать систему подготовки водителей и выдачи прав, но дальше разговоров дело пока не идет.

Как считает руководство ГИБДД, главной проблемой высокой смертности на дорогах является низкая подготовка водителей. Для получения прав за границей требуется реальная серьезная подготовка. Да и в бывшем Союзе автошколы предъявляли гораздо выше требования к выпускникам чем в нынешних российских.


Виктор Нилов - новый глава Госавтоинспекции России выступил с заявлением, что необходимо возродить советскую систему подготовки водителей. Правда, с некоторыми поправками. Первое, он предлагает учесть опыт европейских стран — в Германии, например, в законе четко прописано, сколько часов и на какой дороге обязан отъездить учащийся автошколы, прежде чем сдавать экзамен. Второе, Виктор Нилов убежден, что пора сместить акценты в сторону навыков безопасности дорожного движения и обучать именно практике безаварийного вождения, а не упорно вдалбливать "голые правила".

В советское время готовили именно водителей, а не просто людей, умеющих кое-как управлять автомобилем. В те годы было два вида водительских удостоверений — любительские и профессиональные. Но даже чтобы получить любительские права, необходимо было изучить и конструкцию автомобиля, и теоретические правила, и практическое вождение.

На экзамене в ГАИ в 50-ые годы строго спрашивали про устройство машины. Будущий водитель обязан был знать устройство одного автомобиля советского производства, выучить назначение и принципы действия абсолютно всех приборов, узлов и агрегатов. Экзаменаторы задавали вопросы и про признаки и причины разных неисправностей. Теоретические вопросы на советском экзамене тоже отличались от сегодняшних и были направлены именно на безопасность дорожного движения, а не на зубрение правил. Сейчас же в автошколах учат лишь тому, что гарантированно спросят на экзамене в ГИБДД.

Новый главный гаишник Виктор Нилов внес предложение ввести обязательные курсы зимнего вождения для тех, кто сдавал на права в летнее время. Если это предложение будет принято, стоимость учебы в автошколах вырастет до 50 тыс. руб. и выше. Многие специалисты уверены, что такие глобальные перемены нам не нужны. Достаточно лишь повысить качество обучения водителей, да решить проблему с коррупцией в ГИБДД — и все будет не хуже, чем в странах Европы. Хотя в разных странах свои особенности. И не все зарубежные порядки нравятся нашим гражданам.

Например, в Японии автошколу можно миновать, и сразу отправиться на экзамен в префектуру. Наши законы это тоже позволяют. Тут явная экономия , но с первого раза сдают тесты лишь 30-35 процентов соискателей. Тем, кто не учился в автошколе и не получил соответствующего диплома, нужно преодолеть шесть ступеней проверки. Зато выпускники лицензированных школ могут отделаться только письменными тестами.

Первая ступень — это обычная медкомиссия: проверяют зрение, причем близорукость или дальнозоркость не должны превышать 0,7 диоптрий, да способность различать цвета и слух. Затем японцы проходят письменный тест из 50 вопросов, на 45 из них надо ответить правильно. Третья ступень — вождение на площадке. Если она пройдена успешно, то получи «ученические» права.

С этими «ученическими» правами будущий водитель обязан наездить минимум 10 часов в течение пяти дней. Причем только с инструктором, зато им может быть абсолютно любой человек с японским ВУ и трехлетним стажем. Этот инструктор расписывается в специальной бумаге, с которой соискатель отправляется на заключительную часть экзамена. Это 100 вопросов, из них на 90 надо дать правильные ответы. И только после этого японца допускают до экзамена - езда по городу. Если эта, шестая ступень, пройдена — права выдают в тот же день.

Иностранцам в Японии получить права не так просто. С некоторыми странами у Японии заключены соглашения и бывает достаточно лишь перевести водительское удостоверение, заверить все в префектуре. К россиянам, обосновавшимся в Японии надолго, это не относится, нужно сдавать экзамен вместе с местными, причем тесты на английском можно пройти далеко не во всех регионах страны. То же и в США — полгода можно ездить с «родными» правами, а потом необходимо оформлять местную водительскую лицензию, причем вместе со страховкой.

В разных штатах США действуют разные правила выдачи водительских лицензий. Одна из самых сложных систем в Нью-Йорке. На первый взгляд в ней полная неразбериха, но разобраться можно. Кстати, в Нью-Йорке надо получать местные права не только иностранцам, но и всем, даже американским водителям, поселившимся здесь на постоянное место жительства. Обратиться в транспортный департамент необходимо в течение одного месяца с момента приезда.

Приехавшим на постоянное место жительство в Нью-Йорк, нужно получить новые права от властей именно этого штата в течение 30 дней. И это касается всех американцев

В отличие от Японии, в США чтобы получить права, необходимо пройти курсы по обучению вождению. Сертификат об их окончании — необходимый документ для получения водительских прав в первый раз. На курсах нужно накатать минимум 50 часов. Исключения только те, кто учился вождению в школе или колледже и имеет соответствующий диплом. Цены в автошколах США различные, в среднем стоимость обучения составляет 300-800 долларов.

Получив сертификат об окончании автошколы, можно в любой день, в любое рабочее время приехать в офис департамента транспорта Нью-Йорка, подать заявление на получение лицензии и пройти письменный тест. И на оформление бумаг, и на проверку зрения , и на сам тест потребуется около часа. Цена варьируется в зависимости от типа ВУ и возраста кандидата в водители.

Если письменный тест пройден успешно, то американцу надо обзавестись автомобилем, страховкой на него и только после этого записываться на прохождение экзамена в департаменте транспорта. До теста, будущему водителю разрешено ездить на своем авто, предъявляя свидетельство об окончании автошколы и заявление на получение постоянной лицензии. встреча с экзаменатором назначается по интернету, время выбирается самим автомобилистом. Тем американцам, которые не сдали тест с первого раза, дается еще одна бесплатная попытка. Если и тут неудача — то еще две следующие попытки - по 10 долларов. А для тех кто провалится — начинай все сначала. Экзамен этот не очень сложный и в среднем занимает всего 15 минут. В США права выдают в течение 90 дней после экзамена. Водитель ездит с временным удостоверением, пока заветная карточка не придет по почте. В разных штатах форма лицензии отличается.

В Германии к проверке водительских навыков подходят с чисто немецкой скрупулезностью. Человеку, который никогда раньше не учился езде, рекомендуется учеба в автошколе, это стоит 1000 — 2000 евро. Время занятий установлено законом: минимум 225 минут вождения по проселочным дорогам, 135 минут на автобане и 1,5 часа езды в темноте, причем по разным типам дорог. Потом нужно проверить зрение у авторизованного полицией доктора и пройти курсы оказания первой помощи в немецком Красном Кресте. Прослушать надо минимум 8 часов лекций по медицине, зато стоит это дешево, всего 25 евро.

Гражданам Евросоюза ни переводить, не менять права в Германии не нужно. А вот жителям других стран через полгода пребывания в стране придется сдать экзамен. В автошколе можно выбрать курс для опытных водителей ценой около 200 евро.

Получив сертификаты об окончании автошколы и пройденному курсу по оказанию первой помощи, немец может обратиться в отделение дорожной полиции по месту жительства. Это норму в Евросоюзе ввели в 2011 году, что исключить так называемый «туризм за правами». Чиновники принимают письменный тест из 30 вопросов, причем баллы начисляются в зависимости от категории сложности задания. Максимальная оценка за каждый пункт теста — это 2 балла, а за неправильный ответ могут поставить и минус 5.

Кто прошел письменный тест, допускается до экзамена по вождению. Но никаких отдельных площадок не предусмотрено, водительские навыки проверяют прямо на дороге. Время экзамена строго регламентировано, для большинства категорий прав оно составляет 75 минут. Инспекторы во время езды вопросов не задают, но строго следят за соблюдением всех правил. А требования немецкого закона не так-то просты, например в Германии будущие водители чаще всего режутся на не соблюдении «мелких» правил дорожного движения: соблюдения дистанции и скорости — нельзя слишком отставать от впереди идущей машины. Обратите внимание на нашу услугу подбор авто на заказ.

Очень хочется надеяться, что Виктор Нилов сможет познакомиться с тем, как выдают права в разных странах. Очевидно же, что сама по себе процедура не сильно отличается, в чем-то она даже проще. Чтобы в России стало больше хороших водителей, не нужно создавать для них новые принудительные курсы. Лучше начать эффективно бороться с коррупцией и заставить гаишников проверять у людей реальные навыки, а не натренированные «параллельные парковки» и «змейки».